Криптовалюты

Доллар - 102,57

Евро - 107,42

Тенге - 0,20

Интервью6507

Сергей Зубенко, актер Омского ТЮЗа

Сергей Зубенко, актер Омского ТЮЗа

«Тихий Дон» должен стать для нас предупреждением».

Новая экранизация романа Михаила Шолохова «Тихий Дон», показанная на прошлой неделе телеканалом «Россия 1», вызвала со стороны зрителей массу эмоций и впечатлений. Кто-­то безоговорочно принял телеверсию режиссера Сергея Урсуляка, кто­-то, напротив, говорил о преимуществах классического фильма Сергея Герасимова. Корреспондент «Домашней газеты» встретился с омским участником масштабного телевизионного проекта – актером ТЮЗа Сергеем Зубенко, исполнившим в новом «Тихом Доне» роль сотника. И спросил его о впечатлениях от съемок у знаменитого режиссера, общении со звездными коллегами и текущей театральной работе.

– Сергей Анатольевич, омские театралы наверняка были рады увидеть вас в новом сериале «Тихий Дон». Как вы попали в этот проект?

– Два с лишним года назад я еще работал в «Пятом театре», в Омск приехали ассистенты Сергея Урсуляка по кастингу. Они ездили по театрам страны, отсматривали артистов, делали записи. А потом, наверно, через полгода, мне позвонили и сказали: «С вами хочет поговорить Сергей Владимирович Урсуляк». Я прилетел в Москву, добрался до студии, пришел в кабинет к Сергею Владимировичу, где вся стена была увешана фото актеров в казачьих костюмах. Он сказал, что рассматривает меня на роль сотника, и отправил на фотопробы в гриме. Потом он позвонил гримерам и попросил сделать пробы еще и в гриме Листницкого-старшего. В итоге меня утвердили все-­таки на сотника, а через некоторое время начались съемки.

– Какими остались ваши впечатления от непосредственной работы на съемочной площадке?

– Очень яркими и позитивными. Я включился в работу где-­то в середине съемочного процесса и ни разу не почувствовал на площадке какого­-то напряжения и нерва. Все было похоже на прекрасно отлаженный механизм. Актеры, и более, и менее звездные, прекрасно общались между собой, помогали друг другу, работали с шуткой, с улыбкой. А как только раздавалась команда «Стоп!», ко всем подходили местные, просили разрешения сделать селфи. И им никто не отказывал, даже Женя Ткачук (исполнитель роли Григория Мелехова. – ДГ.), который буквально нырял из эпизода в эпизод, и сам Сергей Владимирович.

Вообще внимание ростовчан к съемкам было колоссальное. Хотя поначалу, как говорят, они отнеслись к группе с некоторой прохладцей. Но потом лед растаял, проходили многочисленные встречи местных жителей с актерами и режиссером, где демонстрировался рабочий материал, часто приезжал губернатор. Он, кстати, попросил, чтобы хутора, построенные для съемок, остались потом на своем месте. Они станут частью казачьего этнографического музея.

– Экранизация культового литературного произведения всегда вызывает самые противоречивые отклики. Тем более если раньше были удачные опыты кинопостановки, каким в случае с «Тихим Доном» стал фильм Сергея Герасимова. В адрес новой телеверсии тоже раздаются в том числе и критические голоса. Говорят даже: а нужно ли было вообще «переснимать» роман Шолохова? А каково ваше впечатление от фильма в целом?

– Я совершенно согласен с Сергеем Владимировичем Урсуляком, который считает, что делать кино по классическим произведениям можно как минимум раз в десять лет. Это ведь не ремейк. Переснимать «Иронию судьбы» или «Служебный роман», и правда, бессмысленно. Мы же говорим о вдумчивом новом прочтении великого романа.

У Сергея Герасимова было колоссальное преимущество. Его главным консультантом был Михаил Александрович Шолохов. И тем не менее фильм снимался для кинопроката, в нем всего лишь три серии, а в романе - четыре объемистых тома. Поэтому Герасимов сконцентрировался только на любовной линии. Многое из того, что касается перипетий Гражданской войны, в картину не попало.

Получив приглашение сниматься, я после долгого перерыва взялся перечитывать книгу Шолохова. И открыл множество сюжетных связей, которые при просмотре фильма Герасимова, при всем том, что это, и правда, великолепная лента, просто непонятны. Наш сериал я еще не видел, но очень хочу посмотреть, причем подряд, серию за серией. Уверен, что он откроет зрителю многое из того, что не попало в прежние экранизации. И думаю, что он не станет последней киноверсией романа. Ведь исчерпывающе поставить такой масштабный и мощный текст просто невозможно.

– Сергей Урсуляк имеет репутацию режиссера, который очень скрупулезно относится к воссозданию исторических реалий эпохи. Он подтвердил ее и на съемках «Тихого Дона»?

– Да, это чувствовалось в самых мельчайших деталях. В сценах, в которых участвовал я, возле актеров дежурил музейный специалист по оружию, потому что все винтовки, револьверы, шашки были подлинными экспонатами того времени. Как, например, и атаманский жезл, который в одном из моих эпизодов вручали Мирону Григорьевичу Коршунову. А как-­то, прилетев в Ростов, я ехал к месту съемок вместе с батюшкой. Он вез из церковного музея подлинное облачение, которое донские священники надевали на присягу молодых казаков. И все это ради нескольких кадров! По дороге, кстати, выяснилось, что этот батюшка – отец Исидор – оканчивал Щукинское училище, после чего два года проработал в Омском театре драмы. И при этом жил в одной комнате общежития с хорошо известным омичам актером Сергеем Волковым. Потом он принял сан и монашеский постриг, служит настоятелем монастыря и часто консультирует кинематографистов. Работал, например, с Павлом Лунгиным на фильме «Остров».

– Давайте отвлечемся от темы «Тихого Дона» и поговорим о вашей работе в театре. В прошлом году вы покинули труппу «Пятого театра» и перешли в ТЮЗ. С чем это было связано?

– Вы знаете, я отработал в «Пятом» восемнадцать лет, и, конечно, у меня до сих пор болит за него душа. Очень хочется, чтобы там все было хорошо, ведь театр пережил настоящую трагедию – уход из жизни Александры Илларионовны Юрковой, своего многолетнего директора.

Но в театре случается всякое, и, наверное, в определенный момент у меня начались расхождения с Александрой Илларионовной. Мы сохраняли взаимное уважение и вообще за почти два десятка лет работы ни разу не повысили друг на друга голос. Но был период, когда я перестал понимать репертуарную политику театра, которая тогда проводилась. А именно засилье современной зарубежной драматургии. Не хочу сказать, что она вся плоха. Однако в ней встречается такое, чего я не принимаю. Если любовь, то странная, иногда с извращениями, если разговор, то частенько с матом…

Большую роль, конечно, сыграло и то, что ТЮЗ принял тогда Владимир Александрович Золотарь.
Я уже знал его, он знал меня, и в общем-­то я уходил именно к нему.

– И как вы вписались в труппу ТЮЗа, который переживает сейчас время перемен?

– Чувствую себя очень комфортно и с точки зрения взаимоотношений с коллегами, и с творческой стороны. Мне импонирует путь, которым Владимир Александрович ведет театр. Даже если взять по именам, то в репертуаре появились Шекспир, Пушкин, Оруэлл… Только за время моей работы в ТЮЗе здесь вышло десять премьер, из которых я занят в семи. Жаловаться, как говорится, грех. Я люблю пробовать на сцене что-­то новое. И вообще ненавижу слово «амплуа». Оно сгубило множество актерских талантов. Приятнее всего, когда после премьеры подходят люди и говорят: а мы тебя таким еще не видели.

– У вас недавно появился театральный опыт, который противоречит и вашим личным пристрастиям. В спектакле «В Авангарде» вы – преданный болельщик ом­ской хоккейной команды – играете человека, который ее ненавидит. Как создавался этот спектакль и как вы себя в нем ощущаете?

– Это спектакль в жанре вербатим. То есть он представляет собой дословное воспроизведение реплик реальных людей. Зная мои хоккейные пристрастия, наш главный режиссер попросил устроить творческой группе встречу с фанатами. Мы собрались, пообщались, в результате появился спектакль. Но Владимир Александрович хотел, чтобы в нем был и герой­-антифанат, и играть его в конечном итоге выпало мне. Когда мы пригласили фанатов на предварительный просмотр и я читал свой монолог, то в паузе услышал из зала отчетливую фразу: «Ну ты же сам болельщик!..» С добавлением крепкого словца. Думаю, что для меня как актера это комплимент.

В театре потом много шутили на тему возможной расправы фанатов надо мной, хотя, если серьезно, то многим спектакль понравился. Недавно на «Арене­-Омск» я встретился с Олди, уважаемым фанатом «Авангарда». Он сказал, что все было здорово и что было бы хорошо организовать массовый просмотр нашего спектакля для болельщиков. По-­моему, это отличная идея. Если театр умеет привлекать нового зрителя, значит, в нем кипит жизнь. Надеюсь, так будет и впредь, все­-таки за культуру сегодня становится тревожно.

– Почему?

– Все упирается в финансирование. Нам говорят, что надо вкладывать деньги в промышленность, развивать собственное производство. И с этим трудно не согласиться. Но экономить на культуре и образовании при этом нельзя. Мы просто потеряем молодежь, прекратится приток свежих умов в ту же промышленность.

В последние годы, я заметил, молодые, а у меня у самого взрослые сыновья, стали больше читать. А дети хотят стать не только юристами и бизнесменами, но и учеными, педагогами, художниками, музыкантами. Думаю, это связано и с тем, что в Омской области серьезно вкладывались в культуру. Вспомните только, сколько у нас появилось интересных фестивалей. «Молодые театры России» в «Пятом театре», «Академия» – в Драме, свои фестивали в «Арлекине», музыкальном театре, сразу несколько в филармонии. А теперь мы слышим, что фестиваль музыкальных театров закрыт, фестиваль имени Янкелевича отложен на неопределенный срок. Это очень печально. Значит, омичи, а особенно молодежь и дети, что-­то упустят, чему­-то не научатся.

– А такие проекты, как «Тихий Дон», могут чему-­то научить?

– Безусловно. Этот фильм дает урок патриотизма. Что бы кто ни говорил об этом понятии, я считаю его очень важным. Наверняка у сериала будет и образовательный эффект. Кто­-нибудь из зрителей наверняка захочет прочитать роман Шолохова или исследования по истории казачества и Граждан­ской войны. Но, пожалуй, важнее всего гуманистическое значение книги и фильма. Нам в Сибири, наверно, сложно представить, что кум может подняться на кума, а брат - на брата. Но это происходит и сейчас, например на Украине.

Места, где снималась картина, находятся ведь совсем рядом с Донбассом. Однажды ночью я ехал в аэропорт из Вешенской и увидел на небе яркое зарево. Даже начал восхищаться красотой южных зарниц. Но водитель объяснил, что это не зарницы, а огонь минометов в районе Донецка. И мне стало не по себе.

Потом мы встречали и множество машин с беженцами. С кем-­то немного общались. И русские, и украинцы бежали в Россию, чтобы спасти себя и своих близких. А одна из участниц съемочной группы Сергея Урсуляка оказалась из района донецкого аэропорта. Она знала, что ее родные живы и находятся в безопасности, но возвращения домой себе просто не представляла. Там же все было уничтожено, выжжено войной. Так что дух гражданского противостояния ощущался нами очень близко. И надеюсь, новый «Тихий Дон» станет для многих людей убедительным предупреждением о том, что не должно повториться.

Беседовал

Алексей НИКИШИН

Фото из архива Сергея ЗУБЕНКО

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзен.

Перейти к другим новостям из категории «Интервью»
Читать все последние новости Омска

Сетевое издание - Региональное информационное агентство «СуперОмск» освещает актуальные новости Омска и Омской области. Мы – достоверный источник, оперативно публикующий информацию обо всем важном, что происходит в регионе. На нашем новостном сайте всегда можно найти самые свежие новости политики, бизнеса, криминала, экономики, происшествий, культуры, спорта, науки, здоровья и образования. На SuperOmsk.ru новости Омска сегодня и всегда готовятся лучшими журналистами. У нас публикуются интервью с известными персонами.


Сетевое издание - Региональное информационное агентство «СуперОмск» поможет вам оставаться в курсе последних событий региона без потери времени!