Находясь в Омске, Герой России, летчик-испытатель Магомед Толбоев дал интервью «СуперОмску». Доверенное лицо президента России Владимира Путина рассказал о патриотизме от «Единой России», влиянии Запада и сравнил дороги советского Омска с нынешним их состоянием.
- Магомед Омарович, известно, что после вашей просьбы президент России Владимир Путин возродил звание Героя Труда. В Омской области по инициативе заместителя секретаря Омского регионального отделения партии «Единая России» Степана Бонковского уже долгое время идет работа по возрождению исторической памяти о тружениках, удостоившихся столь высокой награды в Советском союзе. Как вы оцените этот опыт и его влияние на патриотическое воспитание в обществе?
«Меня интересует сама Россия и те, кто для нее делают хорошо».
- Да, я уже ознакомился с этим партийным проектом и не только с ним. Речь о чем идет. Меня не интересует название партии. Единая ли она Россия, справедливая ли она. Меня интересует сама Россия и те, кто для нее делают хорошо. Проекты Аграрной комиссии под руководством настоящего патриота Степана Бонковского в Омской области мне импонируют. Хотя если бы мне точно такой же проект показала Коммунистическая партия, я был бы только рад. Мне какая разница, мы граждане одной страны. Но сейчас речь идет о «Единой России». Их программы в первую очередь направлены на воспитание патриотизма в обществе. Активисты ищут и закрепляют в умах людей славные подвиги наших предков, которых нужно чтить и уважать. Мой дядя - герой соцтруда, он был конюхом. Он сдал за пять лет, с 1940-го по 45-й год, 450 коней Советской Армии. Это полк. И он герой соцтруда. И «Единая Россия» в Омской области делает все, чтобы поддержать патриотические чувства, чувства сохранения национальной гордости, идентичности. Если мы сохраним свою идентичность, то будем уважаемой нацией. И не надо слушать американцев, англичан, французов, всяких голубых и зеленых, а оставаться верными Отчизне, славящими свою родину, радующимися и гордящимися героизмом своих предков.
- Вы не без гордости упомянули о подвигах во времена Советского союза. Известно, что некоторое время вы жили в Омске при СССР. Могли бы вы сравнить прежнее и нынешнее состояние города.
«Вот если бы Америка оставила нас в покое, хотя бы лет на 25, то мы бы вообще бы жили, как в раю».
- Я не могу дать оценку одному городу Омску. Ведь Омск, как и Иркутск, Новосибирск, Улан-Удэ, Комсомольск-на-Амуре и другие города, в те времена имел одну судьбу. Консервы на прилавке и все. Кушать нечего. Все берешь с собой из Москвы. Хотя холодильников не было в гостиницах и хранилось недолго, поэтому все равно мы жили здесь так, как и все. Конечно, была разница большая, сейчас зайди в любой магазин, в них есть все, что хочешь. При коммунизме работать было хорошо, энергия была хорошая, а социальное обслуживание было неважным. И дороги были такие же паршивые, все было разбито. Сейчас Омск растет, дороги стали более-менее, как и другие элементы городской инфраструктуры. Как сказал один известный политик: «Дай России лет хотя бы 25 без войны пройти, мы будем другой страной. Вот если бы Америка оставила нас в покое, хотя бы лет на 25, то мы бы вообще жили, как в раю. Но задача у них такая, чтобы мы не жили так хорошо. Чтобы плохо у нас было, чтобы мы погрызли друг друга.
- А если сравнить оборонку в Советском союзе и современной России, какие, на ваш взгляд, произошли изменения?
«Но эта пятая колонна, типа Сердюкова и много тысяч таких фамилий, убила дух русской армии».
- Советская армия является основой. Это классический подход формирования вооруженных сил государства, чья эффективность дала победу в Великой Отечественной.
В этом плане показателем является город Омск. В 42-м году в холод и грязь люди, невзирая на лишения, построили здесь заводы, учебные заведения. Конечно, жаль, что мы сначала бросили то, что было создано нашими предками. Умные люди не бросают то, что создано. Но у нас как обычно - сначала ломаем старое в надежде построить новое. Потом забываем построить новое. Вот этот разрыв в 20 лет, с 90-х годов, привел к упадку в подготовке в высших учебных заведениях. Естественно, был спад. И вот только с 2001 года, когда Путин, как глава государства, приступил к реализации своих планов, произошел огромный сдвиг. И в оборонно-промышленном комплексе, и в прочих отраслях. Начались армейские реформы. Но очень много было потеряно, танки уничтожили, ракеты и самолеты порезали.
Эта пятая колонна, типа Сердюкова и много тысяч таких фамилий, убила дух русской армии. Сегодня этот дух поднялся, о чем свидетельствует Крым. Уникальный случай, когда регион перешел из одного государства к другому. Никогда такого не было, все начиналось с войн.
Сегодня мы можем констатировать качество работы в Сирии. Это и есть показатель боевой готовности и готовности оборонно-промышленного комплекса и научных кадров.
- А состояние оборонно-промышленного комплекса в Омске не отстает от общего положения дел в России?
- Военная продукция у нас на высшем уровне, сомнений в нашем вооружении нет. Качество на высоте. Например, омский завод «Иртыш» является основным поставщиком Министерства обороны. Я сегодня посмотрел, как они проверяют качество продукции еще до военной приемки. А это тончайшая вещь. Мы так говорим — нареканий от эксплуатантов нет.
- И, пожалуй, заключительный вопрос. Какое наибольшее испытание вы пережили за всю жизнь?
«Народ сказал, государство сказало, ты не должен спрашивать, правильно или неправильно».
- Любое испытание носит сложный характер. Никто не знает, что нас ждет впереди. Ты работаешь, испытываешь, это твоя работа. Испытание своей физической силы, моральной устойчивости. К этому нас готовили в Советском союзе. И ты стоял за честь Советского союза, и, не моргнув и глазом, пошел бы против НАТО, против Америки, и не спросил бы - правильно иду или неправильно. Партия приказала - и я выполнил. Так должно быть и сегодня. Народ сказал, государство сказало, ты не должен спрашивать, правильно или неправильно. У нас есть пятая колонна, которая всегда рассуждает, правильно делаешь или неправильно делаешь. Поэтому одним из наибольших испытаний для меня стал развал Советского союза. Когда все те установки, о которых я говорил, рухнули, под натиском пятой колонны. И сейчас наша задача - вновь сформировать в людях менталитет беспрекословной готовности пройти любые испытания на благо Родины.