Алексей Сорокин, научный сотрудник Сибирского филиала Российского института культурологии

Омский краевед Алексей Сорокин комментирует заявление губернатора Леонида Полежаева о необходимости пересмотра реестра памятников культурного наследия.

«Спасибо губернатору, что он занимает в этом вопросе определенную позицию, и он действительно имеет свою точку зрения, потому что некоторые памятники удалось отстоять с его помощью, что, с другой стороны, тоже ненормально, когда такие вещи нужно решать на уровне оклика губернатора, а не внутри гражданского сообщества. Однако я считаю, что губернатор имеет право придерживаться собственной точки зрения, но я не понимаю, почему все бегут комментировать слова губернатора и сразу исполнять. Ну высказал губернатор свою точку зрения, а у меня другая – в чем-то она совпадает с губернаторской, а в чем-то – нет, а у кого-то еще третья. Я считаю, что реестр пересматривать надо, но у нас принцип такой: если памятник в плохом состоянии, надо его снимать с учета вне зависимости ни от чего, но я считаю, что на первом месте должна стоять все-таки историко-культурная ценность, которую нужно реально исследовать. А то у нас тогда массово ставили, не глядя ни на что, теперь давайте массово снимать. Еще здесь задевается проблема ветхого жилья. Область настаивает на расселении омичей из ветхого жилья, а мэрия не может расселить, потому что им нужно снести старый дом, а они не могут, потому что дом является памятником культурного наследия. Область, в свою очередь, говорит: «А вы купите этот дом и найдите инвестора, чтобы как-то использовать этот памятник». В общем, неоднозначная проблема.

Я считаю, что в сфере охраны культурного наследия существует пробел в законодательстве. Например, на министерство культуры, на ту же областную казну возлагаются обязанности по контролю охраны памятника, а средства, чтобы их охранять и восстанавливать, государством не выделяются, это возлагается на собственника. Твое – как хочешь, так и содержи, а мы придем и проверим, поэтому я считаю, что здесь нужно менять прежде всего бюджетную политику и менять законодательство об охране памятников. Если бы на каждый памятник выделялось финансирование, то была бы отдельная строка в бюджете – сохранение памятников, тогда за эти бы памятники бились бы на аукционах, чтобы их купить. А сейчас наоборот: ты памятник купишь, а его еще и содержать надо, причем не просто так содержать, а еще по особым законам».
Перейти на полную версию сайта