Галина Татаринова, PR-специалист, доцент кафедры «Философии и социальных коммуникаций» Омского государственного технического университета
Доцент кафедры философии и социальных коммуникаций ОмГТУ Галина Татаринова о стиле руководства уходящего губернатора Полежаева и наметившемся идеологическом противостоянии с новым главой региона.
«Можете не сомневаться, что информационная закрытость в этой ситуации (отказ аккредитовать независимые СМИ на пресс-конференцию Полежаева. – Ред.) идет от первого лица.
Существуют определенные традиции на уровне менталитета, которые сидят в голове у руководителей уходящего поколения. Не будем их охаивать, но они являются представителями уходящей культуры управления. У них в голове сидит боязнь перед прессой, потому что «журналюги» бывают разные. Эти люди думают, что журналисты могут перевернуть, извратить самые искренние, идущие от сердца слова. Этого они боятся. Этим они оправдывают свое поведение закрытости в отношении с прессой.
Такая позиция сейчас приводит к фиаско во многих отношениях. Взять примеры из мировой истории. Франклин Делано Рузвельт (президент США с 1933 по 1945 годы. – Ред.) первым показал, что такое приблизить к себе журналистов. Он первый в мире создал так называемый журналистский пул, он стал доверять журналистам, делиться с ними. И посмотрите, как он вытащил Америку. И традиция подобных отношений с прессой закрепилась во всем цивилизованном мире.
А мы только потихоньку приближаемся к этой традиции. В «совковой» традиции пресса была своеобразным приводным ремнем или одним из отделов властной структуры. За последние 20 лет, если исключить Бориса Ельцина, которого искренне любили журналисты, у нас так и не прижилась цивилизованная традиция поведения с прессой. Нет независимых СМИ, нет нормальных пресс-служб во власти. Взять того же Дмитрия Пескова (пресс-секретарь Владимира Путина. – Ред.) – отвратительный тип. Он никому не нравится, и это все видят. И последнее его высказывание о том, что «надо размазать печень митингующих по асфальту» – тоже пример уходящей «совковой» культуры. Она у Путина еще есть. Многие политизированные и неполитизированные люди говорят о том, что причина наших бед – это отсутствие независимых СМИ, отсутствие обратной связи.
Меня приятно удивил Виктор Назаров и своими высказываниями, и тем, как он себя повел в отношении прессы. Ведь он даже позволил себе высказаться по поводу вымершей Москвы в день инаугурации. Он меня очень удивил. Будем надеяться, что это проявление новой культуры, новой волны отношений.
Что касается поведения «12 канала» – это поведение зависимых журналистов. Сейчас никто не знает, что будет делать Полежаев после ухода. Учитывая его состояние здоровья и то, что он очень опытный царедворец, Полежаев особо не собирается себя списывать. Журналисты, которые на него работают, приберегли свои сюжеты о пресс-конференции Назарова. Понятно, что эти сюжеты Полежаеву не понравятся. Никогда бы Полежаев не позволил себе говорить такие вещи, что власть отгораживается от народа, и по поводу вымершей Москвы в день инаугурации Владимира Путина. Он (Полежаев) слишком осторожный политик. Но главное, что в отношении к журналистам у Полежаева никогда не было такой позиции: что я открою двери, что я не считаю возможным содержать СМИ за счет бюджета.
Пока Полежаев для журналистов «12 канала» при власти, и они его верные слуги. В отношении сюжета о Назарове он, конечно, команды не давал – это уже их личное поведение по отношению к патрону. Полежаев их отлично выдрессировал и отлично закормил. Вы же знаете, какие они получают деньги. Их поведение – это поведение вассалов: на всякий случай надо подождать, а вдруг их могут кинуть. Если Назаров начнет чистить бюджет на предмет «кормления» СМИ, что им-то делать? Они же привыкли к этой соске. Поэтому, на всякий случай с Полежаевым ссориться не надо, чтобы он не потерял их из виду.
С другой стороны с новым губернатором тоже не нужно ссориться. Поэтому они пошли на пресс-конференцию. Ведь это может понадобиться для истории, для доказательства своей лояльности пришедшей власти. А чтобы объяснить свой поступок, у них есть железный аргумент – Назаров еще не вступил в должность. И, вроде как, мы и не обязаны демонстрировать сюжет.
Отмечу, что не все местные власти придерживались по отношению к журналистам «полежаевской» позиции. У Валерия Рощупкина (мэр Омска с 1994 по 2000 годы. – Ред.) была совершенно другая культура: не было никакой аккредитации, все были доступны и все двери были открыты».
Перейти на полную версию сайта