Руководитель омских антимонопольщиков Сергей Суменков о ценах на бензин и нарушении антимонопольного законодательства нефтяным монополистом.
«Мы в 2009–2010 годах два дела возбудили и рассмотрели по розничным ценам – и розничные цены в Омской области успокоились. Они перестали быть выше, чем в соседних регионах и сегодня находятся на самом низком уровне в Сибирском федеральном округе. По тем двум делам были взяты большие оборотные штрафы – порядка 60–65 млн рублей по каждому делу. Но дело в том, что «Газпром нефть» и его дочернее предприятие «Газпромнефть-Омск» – многофункциональные структуры, помимо рынка розничных цен, у них есть рынок мелкооптовой торговли. Поэтому дело, по которому мы оштрафовали их в этот раз, – это нарушение не на рынке розничных цен, а на рынке мелкооптовой торговли. Это дело не ценовое, а связано с отказом и ограничением поставок отдельным покупателям. Поскольку в отличие от тех первых дел это касалось только конкретных покупателей, то здесь оборотные штрафы (когда идет ущемление конкуренции) не применялись, когда идет речь об ущемлении интересов отдельных покупателей, потребителей. Поэтому в данном случае штраф был применен небольшой.
По поводу нынешнего повышения розничных цен. Это повышение пошло по всей России. Если говорить очень деликатно, то, в первую очередь, потому, что последние полгода цены были заморожены. Тем не менее мы наблюдаем, мы следим, мониторинг у нас еженедельно проводится. И если «Газпронефть-Омск» будет больше хлопот доставлять своим потребителям, то мы, несомненно, снова вмешаемся.
Проблема еще и в том, что ФАС в течение двух лет пыталась провести законопроект о том, чтобы вообще запретили одной и той же организации одновременно осуществлять оптовую и розничную торговлю. Потому что тогда проще понимать. Если это будет оптовая торговля, тогда продавать своей же структуре – газпромнефтевской – и другим надо точно на одинаковых условиях. Это будет очень понятно и легко контролируемо. А сейчас понять, за сколько они себе продали, не получается: они одно могут продать в розницу, другое оптом. А они же себе не продавали. Они просто из общего котла взяли: это для продажи в розницу, а остальное будем продавать другим. Мы же не можем сказать, что они себе дешевле продали. Они себе просто не продавали. Но Госдума отклонила этот проект».