Илья Пономарев, депутат Госдумы от партии «Справедливая Россия»

Один из основателей «Левого фронта», эсер Илья Пономарев о влиянии ужесточенного закона о митингах на активность оппозиции в регионах. 

«Люди выходят на площадь не потому, что им нравится выходить на площадь. Конечно, существует небольшая прослойка населения, у которой есть мазохистские наклонности: им интересно с ментами подраться, дубинкой по голове получить. Но их очень мало. Если на 10-миллионную Москву можно набрать 100 человек, то в Омске может быть их десяток. Это не те люди, которые создают погоду на митингах. Люди выходят на митинг, когда их что-то достало. И это, скорее всего, будет только нарастать, а не уменьшаться.

Отмечу, что для москвичей приоритетной является политическая реформа – свобода слова, свободные выборы и так далее. В стране, как правило, главные проблемы другие – это рост цен, это реформа ЖКХ, коррупция и произвол правоохранительной системы, отсутствие свободного суда, пробки на улице, детские сады, образование. Это совершенно не политические проблемы. Без того, чтобы оппозиция смогла бы перевести протес из чисто политической московской тусовки в общенародное движение за свои права, у нас ничего не получится.

 У нас в стране главный революционер – это власть. Владимир Путин нам помогает, чем может. Последняя его пиар-акция оппозиции – это поправки в закон о митингах и в административный кодекс. Более эффективного способа увеличить количество участников 12 июня он найти не мог. Объясню, почему.

 Во-первых, законом предусмотрены крупные штрафы. Для моих товарищей в Новосибирске (Пономарев – депутат от Новосибирской области, – ред.) и 1 тыс. рублей – очень серьезная сумма. А когда 5 тыс. рублей – это совсем неподъемно. В этой ситуации разница между 5-ю, 10-ю, 50-ю тысячами рублей, 100 миллионнами не играет никакой роли. Люди эти деньги платить не будут. Чем больше эта сумма, тем с большим ожесточением не будут платить эти деньги, и тем больше людей в следующий раз выйдут заступиться за тех, кого обижают. Обижает власть, когда заставляют людей отдать больше своей зарплаты за право выражать собственное мнение. Если относительно Москвы это соизмеримо с зарплатами, то в регионах этот закон точно работать не будет.

 Во-вторых, одно из наказаний – это общественные работы. В свободное от работы время и не более 4-х часов в день. И представьте себе исполнение этого наказания. Навальному дают общественные работы – мести улицу. Это же превратится в «забор Тома Сойера». Тысяча человек вместе с Навальным пойдут мести улицы. Это будет новая форма общественной борьбы. И что, их всех арестуют за выполнение принудительных работ?

 Это неработающий закон, он приведет только к одному результату. На заседании в Госдуме мы пытались донести эту мысль до «Единой России». Мы пытались объяснить им рационально: «Товарищи, вы вместо того, чтобы создать действенные механизмы ограничения, приведете просто к тому, чтобы тупо ситуацию из правового поля перевести в неправовое поле. Гораздо проще будет не подавать заявку на митинг. Лучше прийти на митинг, дать по шее сотруднику правоохранительных органов, получить 15 суток по статье 19.3, а не по 20.2, которую они сейчас написали. Потому что нет у сторонников оппозиции зарплат в 20 тыс. долларов. Выгоднее 15 суток отсидеть, чем платить штраф. Вы провоцируете только обратный сценарий – вы провоцируете насилие, вы провоцируете несанкционированные акции. Кроме того, сейчас распространяют неправильную информацию – по административным штрафам нельзя описывать имущество, можно только делать вычеты из зарплаты. Вот Удальцов с официальной зарплатой в 1 тыс. рублей. Какая разница, какой над ним долг будет висеть – 1 млн рублей, 100 млн рублей – он будет платить по 100 рублей в месяц».

 

Перейти на полную версию сайта