Экс-глава горизбиркома Алексей Нестеренко не видит ничего страшного в не слишком высокой активности избирателей на выборах мэра Омска.
«С юридической точки зрения вопрос явки нас не интересует вообще. Какая бы ни была явка, выборы будут признаны легитимными. Интересует не юридический аспект, а социологический и политологический.
Во-первых, мы не имеем права сравнивать явку на этих выборах с явкой на каких-либо других выборах. Сегодня у нас уникальный случай. После 1994 года с начала нового избирательного периода у нас ни разу не было летних выборов. Выборы проходили либо весной, либо осенью, либо совпадали с федеральными выборами. Весной и осенью люди охотнее идут на избирательные участки – в выходные развлечься нечем. А сейчас в период отпусков, каникул, школьники сдают ЕГЭ – родителям не до выборов. Вполне естественно, что явка будет меньше.
Во-вторых, с федеральными выборами активность избирателей на муниципальных выборах сравнивать нельзя. На федеральных выборах явка всегда выше, чем на муниципальных – это аксиома. И она объясняется достаточно просто. Если в среднем на выборы президента приходит 70%, на выборы в Госдуму – 60%, то на выборы градоначальника ходит до 40%, на выборы в горсовет и того ниже – до 35%. Это говорит о том, что значительная часть населения не видит смысла идти голосовать, потому что не верит в тот орган, который избирает. У нас в России люди больше полагаются на федеральные власти, у нас города «не выпячиваются» друг от друга, как бы пропаганда нам ни твердила, у нас в разных городах примерно все одинаково. Все будет задано федерацией. Во всем мире так, на местные выборы люди ходят реже, чем на выборы федеральные.
Вполне возможно, что сейчас, когда сменился губернатор и состав городского совета, люди воспрянут и с надеждой придут на выборы.
В-третьих, на явку влияет уровень интриги выборов. Если на выборах есть какая-то драка, реальное противостояние, человек понимает, что от его голоса очень многое зависит. А когда интриги нет, когда есть самоуспокоение, ощущение «Да все уже понятно, все и так хорошо». Успокоенность еще приводит к понижению уровня явки. Люди подумали, что уже все и так хорошо.
К чему это может привести? Почему-то представители КПРФ утверждают, что их конкуренты специально работают на понижение явки, используя административный ресурс. Социологи в подавляющем большинстве говорят об обратном. Традиционная закономерность очевидна, чем ниже уровень явки, тем больше в процентном соотношении среди пришедших на выборы людей с традиционной политической ориентацией. Это дисциплинированный, возрастной электорат, выгодный КПРФ. Это очевидно, это факт.
Истинных патриотов коммунистической идеологии в городе 25–30%. И они, как правило, приходят в не зависимости от погоды. Я сегодня утром в очередной раз убедился в этом. Дождь моросит, но надо идти на выборы – и я вижу, что на избирательные участки идут все, кому за 60. Остальных я не видел. Дисциплинированная привычка ходить на выборы, выработанная годами, приводит к тому, что электорат КПРФ весь придет. Да и в отпуска они далеко не уезжают. А та часть, которая могла бы проголосовать за представителей других партий, которая в душе поддерживает, например, кандидата от «Единой России», считает, что он самый хороший, самый умный. Они думают, что за него и так проголосуют. А кто об этом скажет в урну, это же надо в урну шепнуть, что он самый хороший. И поэтому происходят такие неожиданные вещи – я так подумал, другой так подумал, и в результате, кроме бабушек и дедушек, на выборы никто не пошел».