Сергей Старовойтов, политтехнолог

Омский политтехнолог Сергей Старовойтов считает, что явке сегодня придают слишком большое значение, важнее – какие результаты показывают кандидаты на пост мэра.

«На мой взгляд, не нужно делать явку фетишем. Значение высокой или низкой явки переоценено. Этим показателем, который является нормальным социологическим показателем политической или общественной активности граждан, пытаются манипулировать. Им пытаются объяснять совершенно разные факторы, которые зачастую не связаны между собой – такие как популярность кандидатов, протестность или непротестность этих людей, наличие поддержки партии власти или оппозиции. На самом деле все это чушь. Та невысокая явка, которая, может быть, и поднимется за оставшееся время до 18%, может быть, и нет, зависит от нескольких факторов. Во-первых, конечно же, лето. Это первые летние выборы. Они еще раз доказали, что к идее одного дня голосования, который хотят назначить на второе воскресенье сентября, нужно подходить с осторожностью. Летние выборы в Красноярске и в Омске показывают, что люди, мягко говоря, заняты иными делами. Им не до политических баталий, не до политических выяснений отношений. Люди начинают жить в совершенно другом ритме – это дача, отпуск, прогулки с детьми в парке. Люди расслаблены летом, поэтому они воспринимают любую форму политической активности без особого энтузиазма. Второй момент – это погода. Основная явка приходится на утренние часы. А утром сегодня был дождь. Люди, не сходив утром, не пошли в другое время. Безусловно, каким-то общим фактором явился проигрыш нашей сборной по футболу. Конечно, смешно говорить, что это повлияло на явку или на результат, но это создало некий общий фон для активного мужского населения, которые, разочаровавшись, занялись своими делами. Но главное – это лето и еще раз лето. Я считаю, что явка не так принципиальна, важнее другое. Важнее процент, который дает кандидат и отрыв одного кандидата от другого. Потому что сколько бы людей ни пришло к участкам – это все равно определенные репрезентативные группы, социологическая выборка. Поэтому предположить мы можем, что подобные пропорции сохраняются во всем обществе – не только в политически активном, но и в политически пассивном. Если за кандидата голосуют, условно говоря, 50% избирателей, то мы можем предположить, что это не только 50% из тех, кто пришел, но и 50% из тех, кто не пришел. Это к вопросу о легитимности выборов. Что бы сейчас ни говорили, мы понимаем, что привести на выборы сложнее консервативно настроенную часть населения. Тем более с учетом омской кампании. Казалось бы, все было понятно: один кандидат был намного сильнее других. Именно это вызвало определенную апатию у остальных кандидатов и ощущение того, что все решено. На самом деле не все решено. Практика показывает, что у коммунистов избирателей в городе достаточно было для победы. Вопрос в том, как они провели избирательную кампанию, насколько они смогли наладить коммуникацию со своими избирателями».

Перейти на полную версию сайта