Гендиректор «Омскэлектро» Манвел Мажонц объясняет причины кредиторской задолженности компании.
«За последний год наша кредиторская задолженность держится на одном уровне, но если мы не решим вопрос тарифа, она будет расти. Мы не отказываемся от своих долгов, но чтобы они не росли, нужно изменить тарифную политику и провести реорганизацию предприятия. Нужно справедливо распределить тариф между участниками: нами и МРСК – таким образом мы устраним основную причину убытка. У нас процент потерь, назначенный нормативом, нереально низок, мы не можем в него вложиться, и поэтому у нас образуется убыток. А когда возникает возможность потерь, их отписывают в сторону МРСК, которые спокойно укладываются в норматив. Мы сетевая компания, которая доставляет электроэнергию непосредственно потребителю: у нас больше потерь, больше счетчиков сетей низкого напряжения. У них высокое напряжение в основном – там потерь совсем не много. У нас потери определены порядка 14%, хотя в лучшем случае мы можем уложиться в 17%. У них потери 9% на высоком напряжении, а реальный 2-3%. У них возникает сверхприбыль, а у нас появляется убыток. Эти 800 млн – это результат несправедливой конструкции. В цене купли-продажи, определяемой государством, заложена диспропорция, которая нас постоянно топит, а кому-то создает условия преференции. Надо перестать лоббировать интересы МРСК, перестать играть в эти игры и добиться от РЭК учета сегодняшних реалий. Одна организация уже три года получает прибыль, а другая не может в них уместиться – в этой ситуации нормальным решением будет изменить нормативы. И создать возможность для существования «Омскэлектро».
Отмечу, что при таком большом количестве долгов организация безупречно исполняет свою работу – снабжает жителей электричеством. Вопросов по снабжению к нам нет. Есть только вопросы по экономике, но экономику складываем не мы, экономику спускают сверху.
Никаких показаний к тому, чтобы сейчас отдать предприятие в чьи-то руки. Новый арендатор будет так же расплачиваться с долгами, но возникает вопрос: не будет ли он включать эти долги населению? В этой ситуации люди, которые «умеют работать» с РЭКом, смогут убедить РЭК, что надо включить эти пресловутые 800 млн в тариф для конечного потребителя. Мы категорически против такой ситуации.
Давайте подключим к вопросу с долгами муниципального предприятия общественность. Предполагаю, что люди захотят разобраться, почему организацию довели до такого состояния. Надо понимать, к чему велась вся предыдущая экономическая политика в отношении «Омскэлектро» – она велась в пользу того, кому перейдет имущество организации.
Если вы желаете передать «Омскэлектро» в аренду, делайте это по закону. Объявляйте конкурс, проводите его прозрачным, возможно, еще десяток соискателей появится, кроме МРСК. Может, они дадут лучшие условия. Непонятно, почему мы должны отдавать все свое имущество за долг в 800 млн рублей. Как если бы к человеку, который задолжал денег, пришли приставы, и вместо двух табуреток в счет этих денег он отдал бы им квартиру и ушел на улицу. Нам предлагают такое решение.
В Екатеринбурге МРСК точно таким же образом пыталась поглотить местную сетевую компанию, также через аренду, через долги. Есть решение арбитражного суда, что это не законно, это ограничивает конкуренцию. Есть решение ФАС. В Омске не происходит ничего нового».