Председатель Облизбиркома Алексей Нестеренко о планах работы в новой должности.
«Я объясню, почему за последние полгода никогда не подтверждал слухи о моем назначении. Здесь банальная человеческая причина: не говори гоп, пока не перепрыгнешь. Сама процедура, прописанная законом, довольно длительная.
Ни один орган, который участвует в этом деле, не может принять решение окончательно. Губернатор ввел меня в состав комиссии, ЦИК в течение двух дней раскладывал по полочкам, обсуждал и дал заключение. И лишь областная избирательная комиссия, которая знала кандидата уже более подробно, окончательно приняла решение. Я не уворачиваюсь, я ответственно и сознательно вступаю в эту должность с четким пониманием, что буду делать.
У некоторой части населения страны, разгоряченной прошедшей выборной кампанией, возникли претензии, в том числе к избирательной системе, избирательным комиссиям. В Омской области таких претензий по большому счету нет, это все больше на Болотной площади. Но, знаете, это как погода – за три дня добирается от Москвы до Омска. Дай бог, чтобы к нам эти претензии не пришли.
А чтоб они не пришли, нужно как раз нормально работать. Мы проанализировали, в большинстве случаев эти претензии основаны на абсолютном незнании законов. И, конечно, очень много претензий вызвано ошибками на уровне участковых комиссий. Участковые комиссии у нас не профессиональные – это обыкновенные учителя, врачи. Это люди не глупые. Но до такой степени сложно написано законодательство, до такой степени там куча всяких нюансов, что не совершить ошибку, я не знаю, кем там нужно быть.
А сейчас общественное мнение так раскачано, что если ты чуть споткнулся – а когда волнуешься, споткнешься, уже сразу нужно на вилы или на позорный столб. И от этого волнения еще больше начинаешь делать ошибок. То, о чем я говорил, – это профессионализация деятельности работы комиссий.
Нужно работать не так, как мы прежде работали: собираем людей от выборов к выборам и пытаемся за несколько дней их чем-то накачать, научить. Нужно работать с участковыми комиссиями планово, в течение всего периода между выборами. Сейчас этому будет способствовать новый закон, который пока существует в проекте. По нему участковые комиссии не будут прерывать свою работу. Тогда между выборами мы будем иметь возможность собирать, тестировать и тренировать людей. И мы уже к следующим выборам получим профессиональную команду.
Кроме того, нам нужно будет с партиями, которые сейчас только множатся, выстраивать нормальные рабочие отношения. У нас представители партий в комиссиях очень часто чувствуют себя не членами комиссии, а наблюдателями за ее работой. А наблюдатели – это отдельные люди, подглядывать за комиссией и так есть кому. А представители партий внутри комиссии – это тело комиссии, главные действующие лица. Чтобы они активно включались в работу, к ним должно быть соответствующее уважительное отношение. Я думаю, мы наладим такую работу».