Академик международной академии архитектуры Альберт Каримов комментирует реставрацию «Омской крепости».
Реставрацию «Омской крепости» я рассматриваю как неудовлетворительную, потому что по существу был потерян ее образ. Этот чуждый пласт из бетонной плитки не совсем правильно был сделан. Во-первых, в «Омской крепости» была ландшафтная среда. Не было таких огромных территорий, которые были бы вымощены плиткой. И стоило этот ландшафтный характер, куда более органично вписывалась бы вся застройка, сохранить. Денежная кладовая тоже как бы немножко выпадает из исторического образа. Поэтому надо не повторять ошибок и пошагово двигаться вперед.
В первую очередь нужно составить историко-краеведческий сценарий, то есть сформулировать значимость города Омска в масштабе мира, России и Сибири. В сценарий нужно вписать значимые для Омска имена, которые известны всему миру: Ермак, Достоевский, Врубель и так далее. Это первый шаг.
Второй шаг – это режиссура пространства: как воплотить в городе все его известные мифы и истории. На третьем этапе министерство культуры составляет задание на проектирование исторического пространства города, утверждает необходимые охранные территории. Ну и дальнейшее проектирование уже должно вестись. А иначе мы потеряем интересные факты и не сумеем их воплотить в жизнь.
И самым главным должен быть документ – раньше он принимался еще в 1997 году Полежаевым и Рощупкиным — это общее постановление губернатора и мэра. Там четко должно быть прописано, кто что делает, и в каких размерах это финансируется.