Доцент кафедры политологии ОмГУ имени Достоевского Иван Жуков о конкурсе областного минкульта на замещение должностей руководителей театров.
Во-первых, как показывает практика, даже наличие конкурса не гарантирует открытости и полной конкурентоспособности процесса. Зачастую мы видим, что конкурс объявляется под конкретного человека. Это имеет как положительные, так и отрицательные стороны. С одной стороны, это некое кумовство, а с другой – это гарантия того, что не придут случайные люди, что в массовом порядке тоже является вредным.
В принципе, распространение практики проведения массовых конкурсов для бюджетных учреждений тоже вполне разумно, конечно, с учетом того, что культура – это специфическая сфера.
Я считаю, что распространение такой практики на высшие должности в составе региона, так называемый топ-менеджмент, было бы разумным и необходимым в том плане, что позволило бы «встряхнуть» эту сферу. Я не думаю, что эта практика привела бы к какой-то коренной перестройке, и любой человек бы стал, например, вице-губернатором. Но с другой стороны, это бы дало возможность каким-нибудь влиятельным общественным организациям пытаться делегировать своих представителей.
Введение конкурса для замещения высших должностей нельзя считать панацеей, потому что все-таки в сложившейся политической системе подавляющее большинство кадровых решений зависит от первого лица региона. Но это могло бы добавить немножко динамики и интерактивности в сферу высшей бюрократии. Тогда бы появилось некоторое необходимое напряжение, что позволило бы управленцам переживать за свое место.
Возможно, введение конкурсных процедур в какой-то степени позволило бы регионам хоть как-то противостоять практике принудительных назначений со стороны федерального центра. То есть, федеральный центр уже в меньшей степени мог бы прямым путем делегировать «смотрящего» в регион.