Депутат Госдумы Олег Смолин комментирует инициативу Дмитрия Медведева о возвращении для выпускников обязательного сочинения.
Возвращение ЕГЭ – это, безусловно, шаг вперед , потому что теперь уже и мои оппоненты в образовательной политике признают, что ЕГЭ не учит ребят ни говорить, ни читать, ни писать, я бы добавил, и думать тоже. Поэтому возвращение старого доброго сочинения – это правильная идея. Но с двумя оговорками. Первое: сначала детей отучали думать, теперь надо снова приучать и для этого требуется некоторое время. Должна произойти перестройка работы учителей. Очень многие учителя говорили, что они вынуждены перестать преподавать литературу, а вынуждены натаскивать на ЕГЭ. Теперь требуется двигаться в обратном направлении.
Второе: еще летом прошлого года группа депутатов внесла в Думу подготовленный мною проект, который содержит три сюжета. Первый – добровольность Единого государственного экзамена, второй – обязательное введение элементов устного экзамена или устного экзамена целиком по гуманитарным предметам, в частности, это история и обществознание. И третье – возвращение обязательного экзамена по литературе, поскольку это самое большое наше культурное достижение и самое важное средство нравственного воспитания.
Однако мы предлагаем идти дальше, чем Владимир Путин и Дмитрий Медведев, а именно: мы предлагаем сделать экзамен по литературе на выбор. Школьники смогут выбрать либо сочинение, либо устный экзамен по литературе. Смысл в том, чтобы дать возможность ребенку показать лучшее, на что он способен. Хорошо пишешь – сдавай сочинение, прекрасно говоришь – сдавай экзамен в устной форме.
Нам кажется, школьникам нужно дать возможность права выбора, чтобы каждый мог показать лучшее. Повторюсь, что если бы Пушкин сдавал ЕГЭ, Державин никогда бы не проснулся, а Пушкин не стал бы Пушкиным. Поэтому я поддерживаю идею сочинения, но все зависит от формы реализации.