17:45, 25 марта 2016Интервью23113
«Я думаю, что надо просто работать».
Судьба ВИП-сидельцев не перестает быть предметом неимоверного читательского интереса, поэтому «СуперОмск» продолжает серию эксклюзивных интервью из-за решетки.
Сергей Алексеев – фигура далеко не публичная. Ни в свою бытность главой администрации Омского района, ни в статусе министра образования Омской области он не давал многочисленных интервью и редко выступал перед прессой. Волею судьбы оказавшись в местах не столь отдаленных, он довольно откровенно пообщался с корреспондентом «СуперОмска» о политической повестке дня в Омской области, своем жизненном опыте и раскладах на предстоящих выборах.
Напомним, экс-министр образования Омской области Сергей Алексеев признан виновным по ч. 2 ст. 286 УК РФ «Превышение должностных полномочий» и приговорен к двум годам лишения свободы. Приговором Куйбышеского суда он признан виновным в том, что, будучи главой Омского района, подписал постановление о предоставлении земельного участка в собственность за плату.
В своей кассационной жалобе один из лучших омских адвокатов Михаил Романовский считает приговор незаконным и подлежащим отмене ввиду отсутствия состава преступления. Один из веских аргументов именитого защитника – это то, что действия бывшего главы не содержат состава преступления, заведомость его действий не доказана, как не доказано виновное отношение Алексеева к нарушению охраняемых законом интересов общества и государства.
С февраля бывший чиновник начал отбывать свой срок на равных условиях с остальными заключенными в омской колонии № 8, где находится и сын теперь уже экс-вице-мэра Александра Поповцева Максим Поповцев.
Колония № 8 – это исправительное учреждение общего режима, где отбывают наказание впервые осужденные к лишению свободы. Среди других пенитенциарных учреждений омского региона оно отличается высокими показателями производственной деятельности. Как и во всех омских тюрьмах, здесь проходят дни открытых дверей, спортивные, патриотические и культурные мероприятия.
Если честно, это было сложное интервью. У Сергея Алексеева много мыслей и много воспоминаний, есть принципиальные суждения и категоричные высказывания. В процессе согласования готового текста из этических соображений от многого пришлось отказаться. Это говорит о порядочности экс-чиновника и его трепетном отношении к своему прошлому, к друзьям и коллегам, к тем, кто поддерживает и не бросает его сейчас.
В бюрократической мясорубке и под прессом силовиков была сломлена не одна судьба, но задача каждого, кто попал в такую нелицеприятную ситуацию и оказался по ту сторону колючей проволоки, сохранить свое человеческое лицо.
Ваше окружение считает вас исключительно порядочным человеком, вы и пострадали за свою принципиальность. Есть ли будущее у страны и у региона, если работать в органах власти становится все опаснее?
Я думаю, у всего есть будущее, если к этому прикладывать максимум усилий, профессионализма, опыта, стараний и т. д., поэтому и у региона, и у города есть будущее, несомненно. Понятно, что сейчас трудные времена, сопряженные с кризисной ситуацией и геополитической обстановкой, которая во всей стране и в мире. Кто-то из мудрых сказал, что проблемы нужны для того, чтобы их разрешать и двигаться вперед, проанализировать ситуацию. Когда все хорошо, это, наоборот, очень плохо.
Вы не жалеете, что были деятельным человеком в работе? Не проще ли было «отсидеться», просто ходить на работу за зарплатой?
Нет, ни в коей мере.
Какой самый ценный совет в вашей жизни вы получили и от кого?
Самый ценный совет дали мне мои родители. Помню почти дословно: «Учись и работай всегда добросовестно. За это будешь себя всегда уважать сам и тебя будут уважать люди».
Приходилось ли вам в профессиональной деятельности переступать через свои принципы? Жалеете ли вы об этом?
Да. Когда это касалось судьбы конкретного человека.
Какие черты характера вам мешают жить, а какие - помогают?
Четко определить очень сложно. Но правильность и принципиальность часто «подставляют подножку» в жизни.
Есть ли у вас в жизни какой-то девиз?
На любой должности оставаться прежде всего человеком. Относиться к людям так, как бы ты хотел, чтобы они к тебе относились.
Как вы считаете, за что вы «сидите»? Это недоработка подчиненных, ошибка следствия, пробел в законодательстве?
Наверное, все-таки из-за проблемности и противоречивости нашего законодательства. Я не специалист земельно-имущественных отношений и не юрист, поэтому мне очень сложно анализировать и комментировать земельное законодательство, но то, что оно противоречиво, недоработано и несовершенно на сегодняшний день, это признают все. Прежде всего из-за этого, я думаю.
Есть мнение, что главы администраций – это «мальчики для битья». Нужно и населению угодить, и вышестоящей власти. Возможен ли баланс?
Я думаю, что надо просто работать. И очень сложно в сегодняшнем правовом поле это делать. Очень сложно работать по-настоящему главе администрации при современном бюджетном кодексе и налоговом кодексе, потому что согласно 131 федерального закона требуют очень много, а возможностей реализовывать те или иные мероприятия для того, чтобы функционировала хотя бы система муниципального образования, практически невозможно. Сегодня бытует такое мнение, ну даже не сегодня, а когда я был «на воле», что лучше вообще ничего не делать и получить предписание от прокурора за бездействие, чем что-то делать и потом за это получить уголовную ответственность. Вымостить дорогу, проложить водопровод, газопровод и т. д. Найдут какие-то нюансы - или труба осела, или грунт. Поэтому чиновники сейчас и говорят, что лучше ничего делать не буду, чем что-то буду делать.
Какой совет вы бы дали нынешнему министру образования?
Работать, как он работает. Я его хорошо знаю, он профессионал и порядочный человек.
А главам районов?
Работать и реализовывать те наказы, которые они получали во время выборной кампании. Пусть лучше накажет уголовно-исполнительная система, чем презрение народа, который выбирал.
Чем вы больше всего гордитесь за период работы главой района и министром образования?
Считаю, что себя хвалить не совсем корректно.
Какую оценку вы дадите себе как руководителю?
Оценку мне, как бывшему руководителю, могут дать только те люди, с которыми я работал.
Хорошо, что вам дало наибольшее удовлетворение в работе?
Про работу главой Омского района не хочу вспоминать.
А министром образования?
Не только министром образования. Я работал и учителем, и завучем, и директором школы, и начальником управления образования, т. е. прошел все эти иерархические ступеньки. Просто горжусь тем, что я работал и старался, чтобы система образования не просто функционировала, а развивалась. И вместе со своими коллегами я прикладывал максимум усилий для этого, несмотря на минимальность того же бюджета. Хотя мне есть чем гордиться - при мне в 2013 году был самый большой бюджет системы образования Омской области – более 20 миллиардов.
А как вы этого добились?
Не добивались, а просто работали, доказывали необходимость реализации тех или иных программ, ведь тогда еще были целевые программы, а потом уже проекты. Находили понимание со стороны министерства финансов, министерства экономики, т. е. тех ведомств, с которыми непосредственно завязана реализация тех или иных проектов, что необходимо финансирование, повышение заработной платы учителей. Тогда же начали реализовывать указы президента по детским садам. Ну и то, что сегодня системой образования региона руководит человек опытный и высокопрофессиональный, Канунников Сергей Николаевич, это тоже радует. Я когда узнал, что он будет, позвонил ему и поздравил его.
Какое время в вашей жизни вам больше всего запомнилось?
Когда ступаешь на ступеньку выше своей системной карьерной деятельности, всегда кажется, что предыдущая ступенька была лучше. Мне запомнился больше всего период работы заместителем директора школы и директором школы в 90-е годы. Их называют «лихие девяностые», но для системы образования это были самые лучшие годы, потому что никто не мешал работать. Тогда, правда, зарплату не платили по полгода учителям, ну и я ее не получал, жена у меня тоже учитель, и не знаю, как мы тогда выжили. Но работь никто не мешал. В конце 80-х – начале 90-х был такой переход от моношколы к вариативности. Были популярны вариативные учебники, вариативные программы, разрешалось экспериментировать и модернизировать. Интересно было творить, придумывать, где-то что-то вычитывать, общаться, по всей стране тогда были развиты семинары различные, мы ездили обмениваться опытом, привозили и воплощали что-то новое к себе. Хотя, безусловно, свобода самовыражения была строго регламентирована законом. Вот этот период в моей жизни мне очень сильно запомнился, я им очень сильно дорожу.
Почему вы выбрали профессию учителя? В какой момент вы поняли, что это станет делом вашей жизни?
Мечта детства – стать педагогом. На формирование моей мечты оказали влияние мои первые учителя. Поэтому после окончания средней школы в 1982 году я твердо решил поступать в педагогический институт на исторический факультет. С отличием окончив институт, поехал работать в свою родную школу в Тарский район учителем истории. В 1991 году переехал по семейным обстоятельствам в село Лузино Омского района, где проработал до 2000 года учителем, заместителем директора, директором школы. С 2000 по 2004 работал начальником управления образования Омского района, с 2004 по 2009 - заместителем, первым заместителем министра образования Омской области. С 2012 по 2014 годы работал министром образования Омской области. Думаю, что десятилетний период работы в школе, опыт именно школьной педагогической деятельности помог мне на поприще организации образования. О своем выборе профессиональной деятельности я никогда не сожалел.
По какому принципу вы принимали людей на работу?
Профессионализм, опыт, порядочность.
В чем сильные и слабые стороны системы образования Омской области?
Вообще система образования Омской области подразделяется на различные уровни - есть дошкольное, общее, среднее, профессиональное и т. д. Сегодня имеют наибольшие шансы на развитие технический университет, мой родной педагогический университет и некоторые другие. Если говорить об общем образовании, потому что в основном министерство образования Омской области регулирует деятельность этой системы, то у системы общего образования Омской области очень сильный потенциал. Сельское образование очень сильное в Омской области. И городское тоже, но городское имеет больше возможности себя преподнести, разрекламировать. А минус – недостаточное финансирование. Я читал последние данные по бюджету, по-моему, 14 миллиардов, поэтому там не только о развитии, а даже просто о функционировании речи не может быть.
Кто для вас идеал руководителя, политика? Как вы считаете, на кого из регионального политического бомонда стоит равняться омским чиновникам?
У кого я учился, он неизвестен, наверное, сегодня в политике, его в стране уже нет. Когда я был начальником управления образования Омского района, многому научился у действующего тогда главы администрации Омского района, Гущи Николая Ивановича. У него на самом деле было чему учиться, потому что он прошел все ступеньки иерархической лестницы, это многое значит - для меня, по крайней мере. Сегодня, как правило, этого нет. Коммунистическая номенклатурная система была в этом отношении четко структурирована, правда, к высоким постам приходили глубокие старички, но сама система была четко отработана – нужно было нарабатывать опыт практической управленческой деятельности.
Как вы думаете, почему в обществе сформировалась такая точка зрения, что большинство чиновников – воры, казнокрады и непорядочные люди?
Проблема казнокрадства чиновников в России имеет исторические корни. По поводу большинства или меньшинства чиновников-воров вопрос риторический. А вообще все зависит от человека, занимающего чиновничью должность. Современная идеология «чиновник-вор» чревата очень серьезными последствиями. Воры в России есть в любой среде, не только в чиновничьей. Но ведь и среди чиновников много порядочных, опытных, высокопрофессиональных специалистов, о которых сегодня СМИ не рассказывают. Выявляется, освещается почему-то только негативный материал. Тем самым формируется соответствующее общественное сознание, даже – общественная психология. Чиновник – это власть. Поскольку чиновники – воры, как это часто подается в СМИ, то у общества формируется соответствующее отношение к власти.
Скажите, в сегодняшней работе омских топовых чиновников чего больше — работы или все-таки политики?
Чем выше уровень чиновничьей должности, тем больше политики. Хотя политика политике рознь. Топ-чиновник и должен определять политику своей отрасли и т. п.
Как вы считаете, какой стиль управления нашим регионом наиболее эффективен: авторитарный, как у Леонида Константиновича Полежаева, или демократичный, как у Виктора Ивановича Назарова?
Для нашего региона, где нет денег и много чего другого, демократический стиль неприемлем. Чтобы управлять демократически регионом, системой, людьми, производством, нужно, чтобы эта система была к этому готова.
Вы читаете газеты, смотрите телевидение, следите за региональными новостями?
Конечно.
Скоро выборы, как вы считаете, кто пройдет их тех, кто уже заявил о своих политических амбициях?
Однозначно пройдет Шрейдер. Денисенко тоже пройдет, он набрал бонусов в губернаторской кампании.
Мандатов мало, кандидатов в депутаты различных уровней власти, причем серьезных, ресурсных, известных в медийной среде, значительно больше. Как вы считаете, будут ли жесткие конфликты во время предвыборной кампании 2016 года?
Конфликты личностные, ресурсные, партийные, конечно, будут. Характер конфликта будет зависеть от того, кто из политиков будет играть «на одном поле». В Омске много именитых своих и заезжих политиков. Борьба неминуема.
Какие факторы, кроме внутриэлитных договоренностей, будут ощутимо влиять на эту выборную кампанию?
Несомненно, фактор влияния Кремля. Но и фактор последних и не совсем последних событий, связанных с деятельностью правоохранительных органов.
Что вы узнали о себе, попав в тюрьму? Остались ли с вами рядом ваши друзья?
Да, настоящие друзья однозначно остались рядом. Узнал, что человек может справиться с любыми трудностями.
Что вам первое бросилось в глаза, когда вы попали в колонию?
Порядок и дисциплина. Я другими глазами на это посмотрел, мне порядок и правила в колонии очень близко напоминают мою службу в рядах советской армии.
А отношение к вам сотрудников отличается от отношения к другим?
Слава богу нет.
Как вы проводите здесь свое свободное время?
Читаю больше, не предпочитая определенный жанр. Из классики - Достоевского, Булгакова, Шекспира, Толстого. Фантастику не люблю, но с удовольствием прочитал Рэя Брэдбери «451° по Фаренгейту». Думаю, что вы понимаете, почему. С удовольствием читаю исторические мемуары и публицистику.
Чем вы планируете заниматься после выхода на свободу?
Побыстрее «закрыть» судимость, потому что нельзя по решению суда будет преподавать какое-то время и продолжать заниматься любимым делом – образовательной деятельностью. Во всяком случае, организацией образования заниматься, но не чиновником только ни в коем случае.
То есть вы в ряды муниципальных или гражданских служащих уже не вернетесь?
Ни в коем случае.
В последнее время и средства массовой информации, и блогеры, и политологи, и чиновники в один голос говорят о том, что очень многие люди в последние годы покидают Омск. Что можно сделать, чтобы удержать их здесь? Как бороться за «утечку мозгов»?
Необходим комплексно-целевой государственный подход к пониманию и решению данной проблемы на уровне региона. Во-первых, концентрация всех заинтересованных сил – власти, бизнеса, общественности – для решения проблемы. Во-вторых, разработка, широкое общественное обсуждение, принятие комплексной целевой государственной программы развития человеческого потенциала региона. В-третьих, выделение в данной программе конкретных и обеспеченных финансированием не менее чем на 1 млрд рублей в год мероприятий. Программные финансовые средства должны тратиться не на проведение мероприятий, а собственно, на поддержку «мозгов». На патенты, гранты, премии, зарплаты, соцпакеты так далее. «Мозги» должны финансово-социально, а не просто политически ощущать свою востребованность в регионе. В-четвертых, консолидированность финансирования программы как региональным бюджетом, так и бизнесом, и всеми партиями. Отношение к решению проблемы должно быть действительно государственным и не политическим, а общественно-политическим, ориентированным на результат. «Мозги» – материал штучный. Поэтому и «борьба за мозги» должна быть конкретной, адресной и ориентированной на конкретного носителя этих «мозгов», т. е. на конкретных людей. Большую роль необходимо отнести средствам массовой информации: везде и всюду по поводу и без говорить, писать, показывать важность, востребованность и так далее этих самых «мозгов». Наших, региональных «мозгов».
Использование данной информации возможно лишь при прямой гиперссылке на интервью и при указании на эксклюзивность материала РИА «СуперОмск».
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзен.
Перейти к другим новостям из категории «Интервью»Читать все омские новости
Сетевое издание - Региональное информационное агентство «СуперОмск» освещает актуальные новости Омска и Омской области. Мы – достоверный источник, оперативно публикующий информацию обо всем важном, что происходит в регионе. На нашем новостном сайте всегда можно найти самые свежие новости политики, бизнеса, криминала, экономики, происшествий, культуры, спорта, науки, здоровья и образования. На SuperOmsk.ru новости Омска сегодня и всегда готовятся лучшими журналистами. У нас публикуются интервью с известными персонами.
Сетевое издание - Региональное информационное агентство «СуперОмск» поможет вам оставаться в курсе последних событий региона без потери времени!