Итоги недели: слуга двух господ, возвращение короля и бичевание тарифами

Депутат горсовета Игорь Антропенко, несмотря на принадлежность к фракции «Справедливой России», заявил об участии в открытых праймериз «Единой России». Поскольку формально он не является «эсером», то и препятствий к этому нет. Кроме того, парламентарий считает, что политический вес партии власти поможет ему эффективнее реализовать свои идеи, которые по каким-то причинам не удалось претворить в жизнь. По словам депутата, важны практические задачи развития региона, а не политические амбиции. Политик собирается идти в депутаты Заксобрания Омской области и в настоящий момент подбирает подходящий округ.

По мнению экспертов «СуперОмска», эти шаги Антропенко стоит рассматривать в контексте всей политической карьеры. Сначала конкурс на министра строительства, заточенный под него, не дал результата (в том числе по причине конфликта между руководством правительства страны и главы эсеров Мироновым), после чего Антропенко совершил два довольно характерных шага.

Во-первых, попытался сделать хорошую мину при плохой игре – раскритиковал сам минстрой, мол, не очень-то и хотелось. А это уже можно расценивать как проявление некого нарциссизма по принципу «так не доставайся же ты никому». Призывы к ликвидации министерства как раз укладываются в эту нехитрую парадигму. Административной логики в таких лозунгах нет совершенно никакой, ведь в год трехсотлетия с заваленным капремонтом прошлого года, с размытыми дорогами и новым ГУКС, на который у приближенных к власти группировок очень и очень большие планы, расформировывать министерство – шаг нелогичный.

С другой стороны, в декларациях о ненужности строительно-коммунального ведомства есть логика аппаратно-политическая: вопрос тесно связан с затянувшейся паузой по отбору министра. Высказывание Антропенко как бывшего фаворита этого кастинга может свидетельствовать не просто об отсутствии достаточно лояльной кандидатуры, а об активной ревизии всей схемы. Без  управляемого зиц-председателя, который будет одной рукой прикрывать глаза на объекты, из-за которых ушли Здоренко и Масан, а другой - играть в активный пас вместе с ГУКС, вся эта административно-кадровая схема теряет всякий смысл. Тогда, действительно, нужно повышать статус «контрактников», а минстрой делать инженерно-техническим придатком. И, судя по всему, подобный вариант сейчас активно обсуждается.

Второй знаковый момент заключается в демонстративной позиции «я перерос эти штанишки». Беспартийный бизнесмен может купить мандат от любой партии, примеров таких немало. Мотивы в данном случае как отрицательные («эсеровский» мандат скорее выступает как балласт для карьеры Антропенко), так и положительные. Позитива у Антропенко хватает – он  входит в пятерку наиболее медийных депутатов горсовета и стремительно набирает политический вес. Политик способен привлечь внимание к праймериз ЕР за счет своей раскрученности и следования тренду на поглощение справедливороссов «Единой Россией», повысить легитимность предварительных выборов. Одним словом, мягкий дрейф от одной «России» к другой хоть и выдержан в духе Макиавелли, но очень удачен. Особенно на фоне вероятного отказа Александра Шлеменко от выхода под флагами «единороссов» (по данным «СуперОмска», боец скорее выразит намерение выдвигаться как представитель «Родины»).

При этом Антропенко заручился поддержкой давнего товарищества Новоселова (которого для отвода глаз покритиковал за формализм), а также начал удачную пиар-кампанию руками «12 канала» с одновременной отработкой азов политтехнологий вроде «заявиться на праймериз первым».

Судя по логике власти, он вполне может быть простимулирован – например, попаданием в ЗС. Однако и риски зависимости от власти тоже велики – уйдя от «Справедливой России», Антропенко явно еще не получил гарантий от «Единой». Все его действия будто списаны с учебника «Политтехнологии за 15 минут», они носят тактический и партийный характер и пока сводят его выдвижение исключительно к медийной поддержке, от отсутствия которой он и так никогда не страдал. Избраться по одномандатному округу он уже явно не в состоянии, а удастся ли пройти сквозь игольное ушко партийных списков, покажет время.

 

Возвращение короля

Еще одним участником праймериз единороссов ожидаемо стал Виктор Шрейдер, который поборется на одномандатном округе. Как отмечают аналитики «СуперОмска», претендент выдвинулся в характерной для него манере, не пытаясь заявиться первым, создать «эффект ореола» или хотя бы какую-то интригу. Методика поведения этого хозяйственника и политика – действовать наверняка, системный подход явно преобладает над творчеством и выдумкой. Собственно, и политтехнологи ему обычно были нужны скорее из любопытства или приличия ради, чтобы никто не мог упрекнуть в отсутствии интереса к ходу кампании.

Противник у Шрейдера – один из самых сильных омских политиков и самых опытных депутатов Заксобрания, коммунист Андрей Алехин. Он имеет очень сильные позиции в областном центре (в 139-й округ входят Центральный и Октябрьский округа, оба для «Единой России» будут очень непростыми). Можно поиграть в конспирологию и предположить, что Шрейдер заведомо выдвигается на территории, включающей ЦАО, ведь он возглавлял этот городской округ десять самых сложных лет в 90-е годы, не говоря уже о проблемах всего города. В общем сильный заход на территорию коммунистов, и при любой остроте полемики у Шрейдера будет преимущество на главной латифундии КПРФ  в работе с электоратом Омска.

Можно предположить, что основными технологиями станут негласная ставка на сравнение с очень непопулярным у населения Двораковским и на социальную память об улучшении жизни в городе в годы, когда его возглавлял Шрейдер. А в муниципальных районах местный электорат будет методично проработан в ходе колоссальной серии личных встреч. Феноменальная память и знание сферы ЖКХ позволяет Виктору Шрейдеру буквально «зомбировать» сельского избирателя, решая мелкие проблемы на ходу и запоминая наказы даже без документального оформления.

Опыт успешного участия в праймериз в прежней обстановке тотальной обструкции позволит Шрейдеру легко пройти предварительное голосование сейчас - при негласной поддержке областных властей, волей-неволей обязанных следовать курсу администрации президента по данному вопросу.

Одним словом, выдвижение Шрейдера является серьезной заявкой на победу, помешать которой могут только форс-мажорные обстоятельства или ситуация, когда в областном отделении ЕР уж слишком разыграются интриги (которых там сейчас хватает), или резкое ухудшение социально-экономической ситуации в стране и регионе.

 

Под личную ответственность

Многострадальный общественный транспорт Омска на этот раз прошел сквозь бичевание тарифами, ситуация с повышением которых обсуждалась на профильном комитете горсовета. Депутаты лишь частично вняли увещеваниям департамента транспорта о постоянном удорожании запчастей и горючего и отказались увеличить цену билета до 22 рублей. Таким образом, теперь на пленарное заседание горсовета инициативу о пересмотре стоимости проезда может внести только лично мэр, и, скорее всего, Двораковский так и сделает.

Впрочем, на взгляд экспертов «СуперОмска», тут не стоит искать политической подоплеки и какого-то конфликта между народными избранниками и градоначальником. Транспорт не находится в экономическом вакууме, и вся инфляционная нагрузка на него давит, как и на все остальное. Иное дело, что мэрия не в состоянии сделать все «красиво» – процессом занимаются «технари». В итоге предлагаемая Масликом реформа сводится к чисто административно-техническим мероприятиям. Возможно, даже сами по себе они позволили бы поменять ситуацию в свою пользу: ведь новый федеральный закон 220-ФЗ дает местным властям полномочия, о которых администрация Шрейдера во время войны с «газелистами» могла только мечтать. Однако для полноценного внедрения этого важного закона на местном уровне нужно пролоббировать целую серию локальных правовых актов, но, вот кто будет от мэрии вести эту работу с Заксобранием, совершенно не приходит в голову.

При этом никто даже не берется за разработку специальных мер вроде тех, что были предприняты в первые годы шрейдеровской мэрии – например, получение кредита на реванш муниципального транспорта или «изящное» банкротство ПАТП. А ведь 10 лет назад реформы велись именно при колоссальной поддержке областной власти, при этом сбрасывались безнадежные долги. Параллельно горадминистрация реализовала в области транспорта большую информационно-идеологическую программу, созданную на основе серьезных маркетинговых исследований.

Сейчас ничего этого нет: ни ресурсов, ни схем, ни идеологии. И фактически депутатам за год до истечения их полномочий предлагается разделить ответственность за сомнительное повышение стоимости проезда. Сомнительное, поскольку достаточно сравнить уровень тарифов по городам Сибири, не имеющим при этом собственных нефтезаводов, и прийти к выводу о необоснованности претензий на рост цен.

Одним словом, поведение парламентариев можно расценить как очень адекватное нежелание брать на себя чужую головную боль. И если мэру придется выходить на заседание с этим вопросом лично – это будет уже его и только его персональная ответственность. Что с учётом сложившейся ситуации будет весьма мужественно и справедливо.

Перейти на полную версию сайта