Представители различных профессий высказали свое мнение, кто пострадает от кризиса больше всего и какие резервы можно изыскать для восстановления экономики Омской области.
Неутешительный прогноз минэкономиразвития РФ уже известен. В ведомстве считают, что кризис в стране не закончится раньше 2019 года: цены на нефть в эти годы будут низкими, а санкции и контрсанкции останутся в силе. Помимо этого, по данным «Ведомостей» чиновники заявляют, что бюджет продолжит экономию на социальных расходах.
В предыдущем опросе «СуперОмска» о реальности такого пессимистичного прогноза ведомства Алексея Улюкаева рассуждали экономисты. На этот раз свое мнение высказали чиновники, политики, бизнесмены, депутаты и люди творческих профессий. Наши собеседники рассуждали, кто или что в нашем регионе до 2019 года пострадает больше всего. Кроме этого, эксперты назвали резервы, которые, по их мнению, могут восстановить экономику Омской области.
«В этих непростых экономических условиях необходимо продолжать поддержку бизнеса посредством предоставления различного рода налоговых преференций. Но начнем с того, что нам удается сохранять позиции на федеральном уровне относительно участия в конкурсе по получению федеральных ассигнований для поддержки малого и среднего предпринимательства, при этом обеспечив самый высокий уровень софинансирования: 95% федеральных на 5% областных средств. В этом году будет представлена новая форма поддержки в виде субсидии предпринимателям, работающим в монопоселении.
Также будет предложена программа комплексного социально-экономического развития северных районов в 2017-2019 гг., посредством которой будет реализован замкнутый на сегодня потенциал этой территории. Там природные ресурсы не использованы в полной мере в отличие от южных районов. Мы продолжим в процессе разработки мер поддержки акцентировать внимание на бизнес-проектах в сельском хозяйстве и обрабатывающем производстве, в том числе на тех, которые держат курс на импортозамещение.
Продолжим поддержку крупных инвесторов. Есть проекты с разным объемом инвестиций. Но мы не забудем и о малом бизнесе и продолжим совершенствование регионального законодательства в части предоставления налоговых льгот и информационно-консультационной поддержки. Только с продолжением развития производственного потенциала региона, ввода новых производственных мощностей при условии выстроенного диалога бизнеса и власти мы сможем жить в новой экономической реальности».
«В Омской области, мне кажется, больше всего пострадает малый и средний бизнес, потому что потребление у населения сократится. Ведь сокращаются не только номинальные заработные платы, но и более высокими темпами сокращаются реальные заработные платы. Инвесторы, которые не хотят заходить в Омскую область, они же не глупые люди. Вот, например, попала девушка на остров, а там пять мужчин. А она одна-единственная, да к тому же еще и красивая. Так вот и у нас: один крупный инвестор на пять областей так же, как эта красивая девушка, выбирает, кто ей больше подходит. Поэтому, когда чиновники ругают инвесторов либо других бизнесменов, наверное, все-таки виноваты сами чиновники, что их инвесторы не выбирают и заходят не в Омскую область, а в другой регион.
Мне кажется, надо уменьшить количество самих чиновников, а оставшихся – сделать более эффективными. Если будет меньше коррупционных проявлений, значит, и денег будет больше идти туда, куда надо.
Я всегда говорил, случись, не дай Бог, война, и бюджет будет намного хуже, чем сейчас, жизнь все равно продолжится. Все равно люди будут покупать еду, одеваться, пользоваться еще какими-то услугами, лечиться, жить в квартирах. Поэтому надо как-то пытаться в любой ситуации жить рационально. Надо жить в этих реалиях, которые сейчас сложились. Я оптимист по жизни, поэтому все равно мы будем жить!»
«Ухудшения, конечно, есть, потому что я каждый день хожу и вижу, как закрываются магазины, заведения… Кризис отразится на всех: пострадают и предприниматели, и работяги. Предприниматель, например, может пойти ко дну вместе со всеми людьми, с которыми он работает. Если у бизнесмена есть какие-то деньги, и он может выжить, то у работяги, который живет от зарплаты до зарплаты, таких шансов нет. Но и предприниматель может все потерять и также стать обыкновенным трудягой.
Вообще сложно, конечно, будет. Но в 90-е годы кризис был намного сложнее. В войну ведь жили еще хуже. Поэтому мы переживем, а что теперь делать?»
«К сожалению, в кризис обычно бедные становятся беднее, а богатые – богаче. Как правило, люди, имеющие огромные состояния, не становятся бедней: они защищены от кризиса и по сути своей иногда даже являются модераторами этого кризиса. Я считаю, что пора уже «тряхнуть» олигархов на уровне государства. Конечно, для президента это очень опасная тема. Но чаще всего и олигархи - это те люди, которые предают интересы государства в пользу своего бизнеса. Однако «тряхнуть богатых» - это, скажем, несбыточная мечта, либо это будут очень серьезные социальные потрясения, которые только усугубят положение дел.
Соответственно для Омской области остается только одно – это искать выходы наиболее рационального и экономного использования имеющихся бюджетных средств. Уже пришло время, чтобы в чиновники приходили люди, готовые работать на одну зарплату, чтобы понятия откатов и распилов ушли в прошлое в принципе. Считаю, что правоохранительные органы должны применять просто драконовские методы, чтобы все это искоренить.
Плюс ко всему я уверен, что для Омска единственный шанс выжить – находить какие-то уникальные проекты, которые должны нас потянуть. К примеру, Омск славится своими программистами, которые уезжают и по всему миру работают или отсюда обслуживают весь мир, но пользы именно омской земле не приносят. Вот если бы наши власти нашли такой вариант, чтобы программисты здесь плодились и множились, но при этом работали и приносили доход родному региону, думаю, здесь мы могли бы совершить очень серьезный рывок в экономике. Но главное - нам надо искать новые пути для экономического роста, нефтянка нас уже не потянет, очевидно, что цены на нефть уже так не поднимутся, как раньше. И вообще весь мир уже пытается избавиться от углеводородной зависимости и переходить на альтернативные источники».
«Вполне возможно, что прогноз Минэкономразвития РФ оправдается, а экономическая турбулентность, вызванная как внешними, так и внутренними факторами, продлится до 2019 года. Что касается Омской области, то, как всегда пострадают наиболее бедные слои населения. Руководителям нашего региона нужно обратить на это особо пристальное внимание.
Основным резервом для развития Омской области станет создание новых промышленных и сельскохозяйственных предприятий, поддержка действующих производств. Потенциал для этого есть. Тогда прекратятся сокращения и появятся новые рабочие места. Но главным потенциалом развития как нашей территории, так и всей страны в целом станет воля людей, которые поддержат программу ЛДПР.
Партия считает, что России давно пора перейти на рельсы развития собственных производств. Нужно как можно скорее изменить бюджетные отношения между центром и регионами, оставляя 60% доходов там, где их зарабатывают. Кроме того, необходимо ввести госмонополию на производство сахара, спирта, табака. Все эти меры позволят резко увеличить поступление денег в бюджет. И тогда появится реальная возможность увеличить минимальную зарплату в стране. Только так можно достигнуть ощутимых улучшений в жизни людей, причем гораздо раньше, чем ожидает федеральное правительство».
«Этот кризис, он не закончится никогда. Пока мы не восстановим свою промышленность, никакой кризис у нас не пройдет. Нам эти сказки, что вот-вот все закончится, рассказывают с 2008 года. Ничего не наладится… А страдает всегда простой человек, все отыгрывается на нем, ведь все, что дорожает, потребляют наши люди. Конечно, они больше всех пострадают.
А резерв для поднятия экономики не только в Омской области у нас один – это полная смена власти. Тот курс, по которому мы идем, завел нас уже в тупик, из которого выхода нет. Нужна полная смена власти, нужна национализация отдельных видов промышленности, в частности всей добычи. И тогда наша промышленность начнет оживать, и страна - вместе с ней. В противном случае ничего хорошего не будет. Только смена власти. И сейчас есть прекрасная возможность гражданам всей России этот выбор сделать».
«Если бы я точно знал ответы на эти вопросы, вся Россия бы процветала (смеется). Думаю, что не так все будет жутко, как предсказывается. Мне кажется, что сейчас намеренно идут предсказания «от худшего». Думаю, что последние 20 лет мы вообще находимся в состоянии перманентного кризиса, и за это время были только редкие годы, которые можно назвать процветающими. Их можно пересчитать по пальцам одной руки.
Что нужно делать? Нужно заручиться оптимизмом. Нужно, чтобы предприятия, интегрированные в крупные холдинги, платили налоги по месту нахождения, и создавать условия для нормальной жизни, начиная хотя бы с чистки улиц. И конечно, создавать позитив для бизнеса – мелкого и среднего».
«Как на нас повлияет кризис, который грозит затянуться еще на четыре года? Ответ очевиден, но не так прост. Ясно, что будут урезаны зарплаты бюджетникам и пройдет очередная волна сокращений, скорее всего, далеко не одна. Уже хочется максимально посочувствовать своим друзьям, родственником, работающим в государственных учреждениях. С другой стороны, кто пострадает? Так или иначе, но пострадают все – и простые люди, и не очень простые, и бизнес в том числе. Да и поддержка в финансировании городов в кризис идет минимальная. Как выжить? Например, вспоминать, как наши деды, прадеды после войны жили на натуральном хозяйстве, и брать с них пример. И с оптимизмом смотреть в будущее».
Ирина Чернышева