Главной сенсацией минувшей недели оказалось, без сомнения, назначение министром строительства Омской области 34-летнего коммуниста Максима Михайленко. Многие наблюдатели ожидали выбора если не представителя «Единой России», то по крайней мере более-менее лояльного к действующей власти. Кандидатами на должность выступали бывший замминистра строительства, а ныне член совета директоров «Омскгражданпроекта» Юрий Ерехинский (ЕР), депутаты горсовета Алексей Ложкин (ЛДПР) и Игорь Антропенко («Справедливая Россия»). При этом либерал-демократа выдвинул лично Владимир Жириновский, сообщения о чём попали на ленты не только омских, но и федеральных СМИ – неплохой пиар-бонус в копилку ЛДПР.
Журналисты и аналитики отмечают сравнительно небольшой практический опыт нового министра. Несмотря на профильное образование СибАДИ, в реальном строительстве он поработал только пару лет в качестве начальника экономического отдела ПКФ «СМУ-1 КПД». Остальное время Михайленко посвящал политической деятельности, а также руководил фирмой «Искра» (именно через нее проходили госзаказы на аренду автотранспорта для поездок по Омской области омских думцев-коммунистов).
По мнению экспертного совета «СуперОмска», политическая сделка по назначению Михайленко имеет две составляющие. Во-первых, на федеральном уровне для партий подобное назначение, без сомнения, несет очевидную выгоду, поскольку резко «приземляет» риторику думской кампании. Михайленко включили в эту схему по линии партийной дисциплины за счет формальной принадлежности к строительству. Вероятно, изначально сценарий разрабатывался под «эсеров» с Антропенко, но стоп-краном выступили разногласия между Медведевым и Мироновом.
В итоге в формуле остался только второй, региональный компонент, и вряд ли федеральные власти остались довольны выбором коммуниста. Вероятно, на местном уровне было решено сделать Михайленко «мальчиком для битья» за грядущие провалы 300-летнего юбилея Омска, которые проявятся за пару месяцев до думских выборов.
Поведение коммунистов оказалось вполне продуманным (был представлен именно депутат, прошедший в ЗСОО по партийным спискам, а не один из четырех одномандатников), однако нельзя не отметить изрядную растерянность руководства обкома. Видимо, именно ей объясняется странное затягивание формальной стороны вопроса – на встрече с губернатором 14 марта Михайленко отказался подписать документы о своем назначении министром, заявив, что «пока не готов вступить в эту должность и хочет еще раз обсудить этот вопрос с товарищами по партии».
Можно предположить, какой сценарий заготовлен у коммунистов для каждого из вариантов развития ситуации. Если новый глава минстроя будет скомпрометирован инфраструктурными неудачами, то партия заявит, что Михайленко стал жертвой коррупционеров и параллельно использует своего министра для доступа к служебной документации с последующей публикаций громких разоблачений и обращением в правоохранительные органы с полученными сведениями. Ну а уж если молодому чиновнику будет сопутствовать успех, то КПРФ использует этот инфоповод для своей агитации на полную катушку.
Резюмируя, можно сказать, что вся ситуация - либо решение региональными властями собственных проблем за счет федеральной эффективности «Единой России» на предстоящей кампании, либо допуск «жука в муравейник», которого в определенный момент придется экстренно оттуда убирать. Так или иначе решение имеет тактический характер, направлено на «быстрый эффект» и в долгосрочной перспективе явно не было просчитано.
Кто станет следующим фигурантом «топливного дела»?
Долго тлевшее «угольное» дело «Омской топливной компании» наконец-то произвело мощный взрыв. Силовики задержали директора ОТК Александра Медведева и начальницу финансово-экономического отдела Веронику Попову, причем, по данным «СуперОмска», специально для этого из Москвы прибыла специальная следственная группа. Решение об их аресте принималось в четверг, 10 марта, однако судья Алексей Полищук отложил рассмотрение ходатайства о заключении под стражу до 12 марта.
Заседание Центрального райсуда в субботу больше напоминало шпионские фильмы, чем банальное «стражное» дело. В храм Фемиды не пускали не только журналистов, прибывших для освещения резонансного процесса, но даже посетителей, у которых в этот день было назначено рассмотрение их дел. Задержанных Попову и Медведева подвезли в автозаке к черному ходу и вывели закутанными с ног до головы, избегая «засветки» перед телекамерами. Позднее прокурор Дмитрий Казанник туманно объяснит подобные меры предосторожности тем, что не имелось возможности обеспечить присутствие прессы в зале суда. При этом в том же Центральном суде при существенно большем скоплении СМИ регулярно проходят, например, заседания по делу Гамбурга.
В итоге обоих фигурантов поместили в СИЗО на два месяца до 9 мая, рассмотрение ходатайств продлилось с 10 утра до позднего вечера. При этом сторона обвинения в лице Дмитрия Казанника дала понять, что не исключено появление новых фигурантов, личности которых, само собой, держатся пока в секрете.
Как полагают эксперты «СуперОмска», пока рано говорить о возможных проблемах Станислава Гребенщикова, которого прочат следующим в очереди на арест (ведь именно он возглавлял совет директоров ОТК в период событий, ставших причиной уголовного дела), однако и исключать этого тоже нельзя.
Стоит отметить не только факт ареста топ-менеджеров компании, которая кулуарно считается близкой к самым влиятельным персонам региона, но и экстерриториальный характер самого расследования. Возможно, самая главная цель задержаний – продемонстрировать отсутствие иммунитета у региональных чиновников любого уровня, причем вне зависимости от их близости к местным силовикам.
Впрочем, о крепкой дружбе омских властей с представителями закона и порядка сейчас вряд ли можно говорить, и, стало быть, сигнал подан вовсе не омским элитам, или по крайней мере точно не им одним. Однако, чтобы намёк был понят, непременно необходим ход какой-то, как говорят шахматисты, «тяжёлой фигурой». И для омской верхушки Гребенщиков в этой ситуации станет наиболее простым вариантом.
Свалка амбиций мусорных королей
Довольно зловещая ситуация складывается снова с вывозом мусора из Омска. Минувшей осенью свалочный коллапс общими усилиями был притушен, но сейчас он грозит разгореться с еще большей силой, поскольку в апреле истекает лицензия у единственного действующего полигона в Надеждино. Кроме того, с 1 января вступили в силу изменения в законе, по которым областные власти назначены законом ответственными за организацию вывоза и переработки ТБО. В частности, нужно разработать специальную территориальную схему обращения с отходами, выбрать регионального ТБО-оператора, а также установить тариф на вывоз мусора, который отныне выделен в квитанции отдельной строкой.
Выяснилось, что горадминистрация видит альтернативой Надеждино лишь полигон в Черлаке, расположенный в 150 километрах от Омска, в то время как лицензиат этой площадки заявил о неспособности физически принять отходы целого областного центра. Это вызвало недовольство зампреда правительства Станислава Гребенщикова, публично высказавшего о несерьезном, по его мнению, подходе мэрии к проблеме.
По словам знакомых с ситуацией собеседников «СуперОмска», простые решения этой проблемы осложняются кулуарным противостоянием основных интересантов мусороперерабатывающей отрасли. В их числе с другой – клан Фридманов, а также дочерняя компания «Ростеха» - «Национальный экологический оператор».
Еще одна причина – Кировскую и Ленинскую свалку в числе вопросов негласно курировал Юрий Гамбург, с его арестом вся схема оказалась обезглавленной и вопрос о дележке территорий завис в воздухе. Важно отметить, что если «старая гвардия» ТБО-бизнеса просто пытается банально распилить наследство Гамбурга, то новое поколение собирается всерьез зарабатывать именно на переработке мусора, а не простой утилизации. Нельзя не пройти мимо загадочной фигуры Дмитрия Золотарева из скандального «Мерка», который всерьез предлагал омским властям строить завод по переработке ТБО стоимостью 1,65 млрд рублей и мощностью 500 тыс. тонн в год на участке в 200 гектаров. По одной из версий, стоят за ним некие московские инвесторы, по другой – он может играть за одну из заинтересованных сторон.
В любом случае времени медлить с решением этих вопросов уже нет, и необходимо принимать действенные меры. Одной из таких могло бы стать предоставление на внеконкурсной основе земельных участков инвесторам в обмен на строительство современных мусороперерабатывающих комплексов – последние изменения в нормативных актах позволяют это сделать. Напомним, Темури Латария в начале марта получил землю без торгов по новому закону под строительство инкубатора в Кормиловском районе, а уж утилизация отходов – деятельность не менее важная, чем выращивание птицы.
Социальное напряжение по поводу погрязания в мусоре, очевидно, властям тоже ни к чему, а, как показывают последние события, обеспокоенность омичей из-за состояния экологии возрастает. Так, в Омске на Театральной площади состоялся собравший около сотни участников митинг с призывом серьезно наказать уже упомянутый «Мерк» за тайное захоронение ядовитых отходов.
Откровения вице-губернатора
В последнем номере «Коммерческих вестей» вышло интервью с Татьяной Вижевитовой, которое омские СМИ поспешили разобрать на цитаты. Так, внимание привлекло высказывание зампреда правительства об использовании ресурса депутатов, представляющих Омскую область в Госдуме:
«Сейчас впереди выборная кампания, и те депутаты, которые будут участвовать в ней, это и есть тот самый ресурс. Их надо объединить, дать им задачу что-то сделать для территории, не нужно стесняться этого. Потенциал того же Денисенко можно использовать. Собираешься выдвигаться на территории – оказывай содействие в решении вопроса».
Кроме того, Вижевитова недвусмысленно подтвердила сложнейшую ситуацию с проведением 300-летия Омска, отметив, что «осталось 150 дней, а многие объекты еще не начинали», и раскритиковав подход городских властей к организации некоторых мероприятий юбилея.
Экспертный совет «СуперОмска» отмечает, что сейчас Вижевитова находится в очень тяжёлых условиях, оказавшись в круговой аппаратной блокаде. Отсутствуют минимальные рычаги влияния на принятие решений, губернатор на прямые призывы дать ей порулить хотя бы молодежным советом отвечает отказом и так далее, в общем развернуться особо негде, а ответственность за происходящее в курируемой ей сфере никто не снимал. Поэтому и возникает непрямая критика - то мэрии по 300-летию, то самого хода подготовки.
Что касается Денисенко, то существовал вариант, когда Вижевитова могла до определенного момента оказаться и в его команде. Вероятно, это понимают определенные персоны в окружении губернатора, «сливая» Вижевитову и по этой причине тоже, а ей самой приходится от этой причастности активно открещиваться тем или иным способом.