Хотя в последнее время мировые цены на нефть стремительно падали, в России вне зависимости от котировок сырьевых бирж топливо дорожает. Так, с 1 апреля автовладельцев ожидает очередное повышение цен на бензин.
Госдума РФ приняла закон о повышении акцизов на бензин и дизельное топливо с 1 апреля 2016 года. С каждого литра бензина будут взимать на два рубля больше, с дизельного топлива - на один рубль. По подсчетам экспертов Минфина, в результате повышения ставок акцизов розничные цены на АЗС могут вырасти на 6,5 – 7%.
Информационное агентство «ОМСКРЕГИОН» в статье «Нефть в России дешевеет, а бензин дорожает: в чем причины?» пыталось выяснить, из чего складывается стоимость бензина и чего ждать омским автомобилистам.
По данным территориального органа федеральной службы государственной статистики по Омской области, средние потребительские цены на бензин в зависимости от марки топлива начиная с декабря 2015 года по февраль нынешнего практически не изменились. Так, средняя цена самой популярной марки АИ-92 на АЗС Омской области в декабре составляла 31 рубль 89 копеек. Не изменилась она и в январе, а в феврале выросла на две копейки. Напротив, девяносто пятый, по тем же данным, только дешевел. Если в декабре прошлого года его средняя цена за литр составляла 36,10 руб., то в январе она упала на одну копейку.
Еще более существенное снижение было отмечено в феврале, цена составила 36 рублей 4 копейки за литр. То есть каких-либо на самом деле значительных колебаний не произошло, а диапазон цен оставался примерно на одном уровне. И это несмотря на то, что мировые цены на нефть постоянно колебались и имели тенденцию к понижению. Однако, как показывает практика, дешевеющая нефть слабо влияет на ценовую политику российских бензоколонок. На отечественный рынок нефтепродуктов давят несколько факторов. Если их учесть, станет понятно, почему бензин становится все дороже при падающих ценах на черное золото.
Из чего же складывается цена литра топлива? Себестоимость добычи нефти занимает около пяти процентов. Еще десять – это переработка и транспортировка топлива. Также в цену топлива заложены расходы на содержание АЗС. Львиную долюстоимости занимают налоги. Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), акциз, налог на добавленную стоимость и на прибыль. В итоге получается, что в стоимости одного литра бензина более 60 процентов приходится на налоги.
Жители Нью-Йорка, допустим, только радуются падению мировых цен на нефть. И вот почему. Одновременно с пикирующими вниз ценами на черное золото падают цены и на АЗС. Может показаться странным, что в России, которая добывает и экспортирует огромное количество нефти, бензин зачастую был дороже, чем в Америке, которая до недавнего времени являлась одним из главных импортеров сырья в мире.
Дело в том, что ценообразование на топливо в США происходит по-другому. Там примерно 50 процентов в розничной цене бензина приходится на стоимость самого сырья, которое, кстати, возят танкерами через океан. Переработка забирает около 20%. Десятая часть выпадает на транспортировку внутри страны и продажу, а на налоги остается всего 20%. То есть втрое меньше, чем у нас. Правда, совсем другая ситуация в Европе. Там доля налогов в цене топлива примерно такая же, как в России. При этом стоимость топлива значительно выше, чем у нас.
Чего ждать нам? По оценке специалистов ООО «Юнигаз» – официального представителя компании «Лукойл» в Омске, цены изменятся незначительно. Так, по предварительным данным, в зависимости от марки бензина цены за литр могут в среднем увеличиться от пятнадцати до двадцати копеек. Менеджеры компании «Топ Лайн» ответить на этот вопрос не смогли и отказались делать на этот счет какие-либо прогнозы.
В пресс-службе сети АЗС «Газпромнефть» в Сибири, сославшись на представление Федеральной антимонопольной службы в адрес первого вице-президента «Лукойла», заявлявшего о возможном повышении цен на бензин в связи с повышением акцизов, от прогнозов отказались. По мнению ФАС, подобные высказывания руководителей нефтяных компаний могут привести к нарушению антимонопольного законодательства. Словом, «Газпромнефть» решила не повторять ошибок своих коллег.
Напомним, что в феврале этого года в руководстве «Лукойл» заявляли, что повышение акцизов на бензин с 1 апреля может вынудить компании повысить цены примерно на 2 рубля за литр в течение года. Но это лишь прогнозы. Хотя вполне очевидно, что бензин в России дешеветь не будет. Виной тому структура рынка и высокая налоговая нагрузка. Государство заинтересовано в пополнении бюджета, да и нефтяники хотят зарабатывать. Что касается интересов потребителя, то они остаются на втором плане, именно он и принимает на себя все издержки.
Генеральный директор торгового дома «Шкуренко» Виктор Шкуренко считает, что повышение стоимости бензина на цене товаров в магазинах отразится незначительно. По мнению бизнесмена, ритейлеры этот фактор вообще не примут во внимание, так как у них существует определенная внутренняя конкуренция, которая не позволит завышать цены на продукты питания.
«Безусловно, акциз влияет на цену бензина, бензин, в свою очередь, влияет на перевозки и доставку продуктов на прилавки. Но транспортная составляющая далеко не главная в этой цепочке. Поэтому я не могу прогнозировать повышения стоимости продуктов в связи с повышением акцизов на топливо. Предполагаю, что повышение цен на продукты вообще исключено, а ритейлеры не станут перекладывать увеличившуюся нагрузку на плечи потребителей. В противном случае произойдет сокращение потребительского спроса, что не отвечает коммерческим интересам торговых компаний. Скажу больше, повышение акцизов на топливо мы не рассматриваем в качестве риска, который мог бы повлиять на нашу ценовую политику. Если рост цен на продукты и произойдет, то он в меньшей степени будет зависеть от роста цен на бензин. Влияние будут иметь совершенно иные факторы. Например, неустойчивый курс рубля по отношению к доллару», - заявил Виктор Шкуренко.