Омские автоледи стали топливными экспертами. Вооруженные немалым водительским стажем за плечами, они посетили обычно закрытые от посторонних глаз производственные объекты по всему пути топлива от завода до бензобака и получили ответы на свои вопросы о качестве бензина в регионе и его влиянии на эксплуатацию автомобиля.
Участницами «топливного маршрута» стали финалистки конкурса «Девчата рулят!», с которыми город познакомился благодаря радиоэфиру, где они отвечали на вопросы по ПДД. В качестве приза для 22 девушек был организован настоящий «День знаний» от сети АЗС «Газпромнефть».
Каждого автолюбителя интересует вопрос, где заправиться хорошим топливом, и можно ли самостоятельно проконтролировать его качество. «Девчата» исключением не стали. Ответы автолюбительницам дали инженеры-технологи ОНПЗ, сотрудники испытательной лаборатории нефтепродуктов, а также специалисты транспортного предприятия и сети АЗС «Газпромнефть». На исследование маршрута топлива от завода до бензобака у команды новоиспеченных экспертов ушел целый день. А производственные объекты еще никогда не видели столько красивых девушек сразу.
У каждой – своя авто-биография. Кто-то уже успел поменять права, кто-то сдал только с седьмого раза и вернулся в любимую автошколу уже в качестве инструктора, кто-то за рулем более 10 лет и до сих пор с техникой на «вы». Праворукие «японки», солидные «немцы», видавшие виды представители отечественного автопрома или люксовое авто в индивидуальной комплектации – «автопарк» участниц проекта в целом соответствует той картине, которую мы видим на городских дорогах. Несмотря на различия, девушек объединила любовь к автомобилю и конечно, интерес к теме!
На Омском нефтеперерабатывающем заводе инженер-технолог Игорь Есиков рассказал о производстве топлива и показал ключевые установки, которые задействованы в технологическом процессе. Автолюбительницы удостоверились в том, что бензины 80, 92, 95, 98 производят на ОНПЗ строго по ГОСТам.
Следующим пунктом, на котором остановились подробно, стала испытательная лаборатория, где исследуют пробы каждой полученной партии: бензин - по пятнадцати параметрам, дизельное топливо – по восьми. Один из ключевых параметров, по которому судят о принадлежности топлива к экологическому классу - концентрация серы. Испытание этого показателя провели в присутствии гостей, оборудование выдает результат за 100 секунд: 3,3 ppm. «Это значит, что исследуемое топливо соответствует классу «Евро-5». Для топлива пятого экологического класса допускается содержание серы до 10 ppm, иначе говоря – до 10 милиграмм на килограмм», – пояснила руководитель испытательной лаборатории Светлана Кицына.
В среднем полная лабораторная проверка партии занимает порядка пяти часов, девушкам удалось посмотреть самые зрелищные испытания. Например, измерение октанового числа. Процесс ведется в отдельной комнате, поскольку оборудование для оценки этой характеристики бензина очень габаритное и шумное настолько, что оператору приходится надевать наушники, потому что проверка длится не менее получаса. Моторное испытание – очень надежное, и называется оно так потому, что установка имитирует прогретый работающий автомобильный двигатель со всевозможными чувствительными датчиками. По их показаниям и выносится вердикт октановому числу бензина. К различным приборам по экспресс-определению октанового числа и тест-полоскам сотрудники лаборатории призвали относиться очень настороженно – исследованиям можно верить, только если оборудование сертифицировано, в государственных органах и регулярно проходит поверку в Росстандарте.
После этого участницы проекта сопровождали бензовоз, прибывший за партией топлива на Омскую нефтебазу. Девушки увидели процесс осмотра бензовоза сотрудниками охраны, а также узнали, что современные автоцистерны поделены на герметичные отсеки, благодаря которым за один рейс можно перевозить несколько видов топлива. Каждый из отсеков перед отправкой пломбируется. Начальник сектора по эксплуатации и обслуживанию автотранспорта «Газпромнефть-Транспорта» Артем Савельев рассказал о системе спутникового мониторинга ГЛОНАСС, которой укомплектованы все бензовозы предприятия. Она гарантирует точное следование маршруту и отсутствие внеплановых остановок – за каждой автоцистерной в режиме реального времени следят диспетчеры.
Вслед за бензовозом девушки приехали на автозаправочную станцию сети «Газпромнефть». Автолюбительницы увидели весь процесс приема бензовоза: заземление, проверка документов и сохранности пломб, отбор проб на отсутствие воды, измерение плотности – это только краткий перечень действий, которые по регламенту осуществляет сотрудник АЗС перед сливом прибывшей партии в резервуар. Еще один важный этап – арбитражная проба. Она берется с каждой партии топлива, поступившей на АЗС, опечатывается в специальной непрозрачной таре и хранится до полной реализации партии. К слову, доступ к резервуарам имеет ограниченное число лиц, все оборудование закрыто, а ключи находятся у руководителя станции. Соблюдение стандартов контролируется постоянными внутренними проверками и круглосуточным видеонаблюдением.
Подробнее о технологических процессах на АЗС рассказал гостьям руководитель сети АЗС «Газпромнефть» в Омской области Андрей Терентьев. Он обратил особое внимание на паспорт качества топлива, сопровождающий каждую партию после проверки в испытательной лаборатории. Участницы проекта узнали, что по закону автолюбители имеют полное право его проверить, поэтому на станциях сети он всегда располагается на информационном стенде в уголке покупателя. Подлинность документа можно определить разными способами. Самые простые из них – наличие синей печати и свежая дата выдачи.
Закрепить полученную информацию участницы проекта «Девчата рулят!» смогли на мастер-классе «Под капотом». Сам процесс открытия капота для некоторых автоледи тоже стал практически открытием. Девушкам рассказали, что понять состояние автомобиля могут даже начинающие автолюбители. Машина очень чувствительна к качеству топлива, пояснили эксперты, и если машина потребляет здоровую «пищу», то это подтвердят чистые свечи зажигания.