1 мая Следственный комитет сообщил о задержании преступников, зверски погубивших семью бывшего начальника Первомайского РОВД Омска, замначальника штаба самарской полиции Андрея Гошта. Подозреваемые – трое выходцев из Средней Азии, у них изъяли орудия преступления и служебное удостоверение Гошта, после чего правоохранители заявили, что подтвердилась версия о разбойном нападении. Впрочем, на пробелы в официальной гипотезе обратили внимание даже те, кто традиционно лоялен силовикам – это и журналисты LifeNews, и депутат Госдумы Александр Хинштейн.
По мнению экспертов «СуперОмска», версия об организованной группировке, маскирующейся под гастарбайтеров, безусловно, имеет право на жизнь, однако вызывает определённые сомнения. Например, сценарию тщательно спланированного налёта противоречат минимальный размер похищенного и попытки обналичить деньги с банковских карт убитых. На нестыковки указали и омские коллеги Гошта, в частности, о нехарактерном ограблении в выходные, тогда как обычно такие преступления совершаются в рабочие дни, когда хозяев нет дома. Да и сам почерк жестокой расправы, где жертвы забивались арматурой, более подходит именно для местных мафиозных структур, нежели для банды залетных грабителей.
Многие внешние обстоятельства дела подтверждают, что почва для демонстративного убийства, безусловно, существовала. Это и намерение Гошта перевестись в Новосибирск в связи с якобы «непониманием» со стороны областного руководства, и его явный конфликт как с самарским криминалитетом, так и бизнесом, зависящим от этого криминалитета. Можно вспомнить избиения «быками» самарских полицейских, после которых Гошт начал зачищать оргпреступность. И кто в этом случае оказался исполнителем убийства - важно для возмездия, но не важно для того, чтобы понять причины убийства, найти его заказчиков и «порушить» схемы самарского симбиоза бизнеса и бандитов, в которые прямолинейный и честный выходец из Омска, судя по всему, попал, как в паутину.
О планах министра образования Омской области Сергея Канунникова покончить с выплатой компенсаций за семейное образование «СуперОмск» писал уже неоднократно. На этой неделе к теме подключилась федеральная «Российская газета», чья публикация в 2013 году позволила одной из омичек победить неповоротливую бюрократическую машину и добиться, чтобы эти компенсации начали выплачивать.
Пересказывать контраргументы против планов минобразования еще раз смысла нет. Очевидна смехотворность доводов об отсутствии контроля за уровнем знаний «семейников» (которые нужно дважды в год подтверждать на обязательной аттестации, согласно приказу самого же Минобразования). Эффективность семейного образования подтверждает и директор департамента образования Омска Екатерина Спехова, отмечая, что такой вид получения знаний позволяет осваивать программу в различных нестандартных жизненных ситуациях. Видимо, понимая это, представители министерства теперь придумывают сказки о недостаточной социализации ребят, обучающихся на семейном образовании, не приводя ни единого довода или факта.
Причины таких революционных преобразований кардинально отличаются от заботы о детях. Как и обычно в таких ситуациях, благими намерениями прикрывается желание контролировать финансовые потоки. По данным «СуперОмска», против выплат за семейное образование выступили руководители около десятка «блатных» лицеев, школ и гимназий, недовольных иссяканием денежного ручейка. Из этих кичащихся своим статусом учреждений многие родители перевели своих детей на семейное образование, таким образом, школы перестали получать за них нормативно-подушевое финансирование. Эти деньги в виде компенсаций выделяются теперь самим родителям, которые могут более эффективно использовать их на образовательные услуги, и это не может не раздражать руководство школ, теряющих бюджетную кормушку.
Естественно, после отмены компенсаций подавляющее большинство из 407 «семейников» не смогут полностью оплачивать расходы на образование своих детей, в том числе в различных негосударственных образовательных центрах, и вынуждены будут вернуть своих детей в муниципальные школы. Именно этого добиваются директоры статусных школ, кулуарно развязавших войну против нескольких сотен омских семей, которые вынуждены изо всех сил бороться с омскими чиновниками за конституционное право давать хорошее образование своим детям.
Поутихшие разговоры об укрупнении регионов оживились после заявления спикера Совфеда Валентины Матвиенко. Председатель верхней палаты снова заговорила о слиянии субъектов и назвала себя сторонником «перекройки карты регионального плана», утверждая, что некоторые регионы нежизнеспособны сами по себе в силу объективных причин, вне зависимости от усилий местных властей. Впрочем, чуть позже официальные лица Совфеда уточнили, что речь может идти скорее об агломерации в экономическом, а не юридическом смысле.
Как полагают аналитики «СуперОмска», логика в укрупнении ряда регионов, безусловно, есть. Она либо экономическая (несамостоятельность какого-то региона, либо фактическое включение его городов в агломерацию с более крупными, либо единые транспортно-логистические, процессинговые и иные схемы, либо выгоды укрупнения для развития с точки зрения снижения транспортных, энергетических и других издержек).
Впрочем, включение Омской области в состав Новосибирской, разговоры о котором ведутся не один год, ни одному из перечисленных условий не соответствует. Начать стоит хотя бы с временного пояса – если новосибирцы склоняются к +4 МСК, то для Омска выгоднее во всех смыслах перейти на уральское +2 МСК.
А вот в политэкономическом плане омичи выигрывают при присоединении к Тюменской области, главным образом за счет нефтепереработки, завязанной на сырье из Ханты-Мансийского округа. К тому же если из Тюмени или федерального центра еще есть шанс получить инвестиции, то вариант с Новосибирском в этом разрезе заведомо проигрышный.
Единственные бенефициары идеи с объединением Омской и Новосибирской областей – владельцы аэропорта Толмачево, заинтересованные в угасании омского аэропорта, которые даже сумели наладить электричку до собственной воздушной гавани из Омска. Но как ни смотри на эту затею, она не только создает хронические транспортные неудобства для омичей, но и крайне вредна для государственных интересов с точки зрения заложенных в прибыль Толмачево на десятилетия громадных транспортных и энергетических издержек для всего государства - намного больших, чем строительство той же Федоровки.
Еще один аспект: в Сибири есть много регионов, которые действительно напрашиваются на укрупнение. Это и Горный Алтай, который не присоединяют к Алтайскому краю из опасений этнических волнений (вероятность которых с годами только растет), и вся ориентированная на Новосибирск огромная агломерация, состоящая из Барнаула, Томска, Кемерово и многих других городов. В свою очередь Омск - центр еще советской агломерации, состоящей из Петропавловска, Павлодара, Кокчетава и других североказахстанских городов. Однако связей с ними, несмотря на вступление в силу и Таможенного Кодекса, и самого ЕАЭС, омские власти в упор не видят и не развивают. Почему - огромная загадка, но ясно, что через одно-два десятилетия эти города уже сориентируются на имеющую колоссальный потенциал Астану, а к омичам начнут относиться как к «северным варварам».
Наконец, все разговоры о присоединении Омской области к другим регионам - индикатор адекватности говорящих. Если они не понимают перечисленных очевидных вещей, то они либо неадекватны, либо ангажированы. Равно как и не может быть разных точек зрения на строительство Омск-Федоровки, поэтому чрезвычайно удивляет позиция областного министерства промышленности, уверенного, что городу такой аэропорт никогда не понадобится. И дело тут не в квасном патриотизме, а в здравом расчете. Пока региональная власть не положит предел подобным рассуждениям и в виде официальной позиции, и систематической работы, разного рода недоинтеллектуалы будут спекулировать на ней годами, нанося в итоге вред даже не столько самому Омску, сколько присутствию России за Уралом, его экономике и геополитике в целом.
«Мусорный коллапс» на минувшей неделе пополнился новыми подробностями: силовики арестовали Константина Дахно, руководителя компании «Эконтранссервис», владельца Надеждинского полигона. Напомним, сейчас по факту передачи территории свалки ведется уголовное дело, поскольку участок отошёл «Эконтранссервису» при весьма сомнительных обстоятельствах.
Первоначально владела участком 100%-ная дочка «Мостовика», фирма «ЖКХ-Сервис», она же имела лицензию на переработку отходов. Затем «ЖКХ-Сервис» заключил с «Эконтранссервисом», созданным всего за 2 недели до сделки, договор займа на 15 млн рублей, залогом в котором и выступал участок. После невозврата денег территория автоматически перешла в собственность «Эконтранссервиса». Загвоздка в том, что, по версии правоохранителей, реальная стоимость земли намного выше, а значит, может идти речь о том, что полигон намеренно «уплыл» за бесценок мошенническим образом. Помимо Дахно, по уголовному делу проходит сейчас уже бывший директор «ЖКХ-Сервиса».
По мнению экспертно-аналитического совета «СуперОмска», предпосылок ареста Дахно было несколько. Стоит вспомнить, что городские власти вольно или невольно содействовали полицейским в его розыске. В октябре 2015 года Дахно прибыл на полигон для переговоров с вице-мэром Фроловым, но там вместе с чиновниками его поджидал следователь. Полицейский вручил постановление Куйбышевского суда об аресте земли под полигоном и передаче ее на ответственное хранение ЖКХ «Сервис», а ведь до этого Дахно ловко уходил от всех встреч с силовиками, чтобы не подписывать никаких бумаг. Напрямую последствий для бизнесмена это не повлекло, однако стало одним из шагов, сделанных к обрыву уголовного преследования.
Инвестиции в проект Надеждинского полигона обеспечивал бизнес-тандем Ильи Иванова и Петра Варнавского, Константин Дахно подтвердил этот факт в интервью «Деловому Омску». Фактически речь шла о сделке между структурами Иванова - Варнавского и Захаровой, которая ловко увела ценный актив из-под носа у кредиторов «Мостовика». Вероятно, это не на шутку разозлило и близкого к «Мостовику» Двораковского, и влиятельных кредиторов компании, в числе которых могущественный Сбербанк.
Кроме того, в замораживании проекта мусороперерабатывающего завода в Надеждино заинтересован и клан Фридманов, который, по некоторым данным, планирует открыть аналогичное предприятие в Любино. И поэтому устроенная мэрией «подстава» для Дахно выглядит все менее случайной, учитывая связи Фридмана с городскими властями (которые подтверждаются и подрядом «Топ Лайна» на заправку муниципальных автобусов, и участием «Красного квадрата» в застройке «Рябиновки» для переселенцев из аварийного жилья, и многими другими обстоятельствами).
Есть и ещё одна весомая версия. Еще осенью минувшего года «СуперОмск» предполагал, что строительство мусорного завода могли банально заблокировать влиятельные владельцы элитной недвижимости в Красноярско-Чернолученской зоне. Мало кому из ВИПов захочется иметь рядом со своим коттеджем чадящую выбросами фабрику по переработке отходов. На минувшей неделе эта версия нашла весомое подтверждение: в Красноярке обнаружился дорогостоящий коттедж, принадлежащий главному омскому единороссу Александру Артёмову, после чего публикация на Компромат.Ру с очернением семьи Варнавских случайностью тоже не выглядит.
А это значит, что даже после ухода культового Леонида Полежаева роль отдельно взятой личности в омской политико-экономической борьбе недооценивать не стоит. Не исключено, что Артемов может сыграть в истории вокруг полигона ту же роль, что бывший омский губернатор, который волевым решением перенес гидроузел подальше от собственной дачи в Розовке на площадку в Красной Горке.
Таким образом, за банальным арестом Дахно по причине неявки на допросы следователя по банальному делу о «26-кратном мошенничестве» на самом деле скрываются интересы широкого спектра омских элит, которые фактически на данном этапе объединились против Варнавских по технологии «против кого дружим». Не стоит делать из данного факта далеко идущие выводы о закате политической и бизнес-карьеры Владимира Варнавского, но так или иначе и его переизбранию на пост спикера в следующем составе Заксобрания это тоже не способствует. Что, по странному стечению обстоятельств, наиболее выгодно опять-таки главному омскому единороссу Александру Артемову.