Май – традиционная пора головной боли для школьников и педагогов, участвующих в масштабной государственной аттестации – ЕГЭ и ГИА. Для защиты от списывания предусмотрен режим, не уступающий строгости режимных объектов: проверка металлоискателями, запрет любых гаджетов и тотальный надзор через камеры видеонаблюдения.
Средства на эти цели уходят немалые: 10 мая Главное управление контрактной системы Омской области подвело итоги тендера на «комплексные услуги по видеосъёмке, видеозаписи и видеотрансляции проведения государственной итоговой аттестации обучающихся» с начальной суммой чуть менее 15 млн рублей. Победил в нем единственный участник – «Ростелеком». Почему единственный, если потенциалом по осуществлению такого проекта обладает десяток крупных системных интеграторов и операторов связи – таких как МТС, «Билайн», «Мегафон» и так далее? Почему эти монстры цифрового рынка упускают выгодный контракт? Судя по всему, вот почему:
По условиям контракта исполнитель должен в 73 точках на территории Омской области смонтировать 970 единиц оборудования (программно-аппаратных комплексов, или ПАК), настроить это оборудование и произвести инструктаж. То есть за каждый ПАК бюджет отдаст более 15 тыс. рублей.
Все неплохо, но если изучать эту закупку внимательно, то выясняется ряд сомнительных деталей. Контракт по закону подписывается не ранее чем через 10 дней после публикации протокола итогов электронного аукциона, то есть срок может быть и больше. Значит, работы могут начаться самое раннее 20 мая, а экзамены стартуют всего через пять дней после этой даты, 25 мая! По мнению технических специалистов, освоить такой объем за столь короткий срок – не более 5 дней - физически почти невозможно. Понимая это, никакая из вышеперечисленных телеком-компаний, даже имея все технические возможности справиться с работой, не возьмется участвовать в аукционе, чтобы не сорвать сроки и не попасть в список недобросовестных поставщиков. Никакая, кроме «Ростелекома».
Однако самое интересное – ЗА ЧТО же «Ростелеком» получит немалую сумму из казны? Министр образования Сергей Канунников в начале мая сообщил корреспонденту «Первого городского телеканала», что «камерами оснащены 99 процентов пунктов проведения экзаменов». Чиновник подтвердил и то, что место экзамена полностью экипировано ноутбуками со специальным программным обеспечением. Съемочная группа ПГТК убедилась в этом своими глазами, посетив гимназию № 150, которая значится в списке точек, где подобная техника по бумагам должна устанавливаться.
Возникает логичный вопрос – так, может, такие мизерные сроки для проведения работ по тендеру «Ростелекому» по плечу именно потому, что вся необходимая техника находится давным-давно на своих местах? Ведь «Ростелеком» выигрывал аналогичные тендеры в 2014 и 2015 году на 7,5 и 14,3 млн рублей, при этом неизменно оказываясь единственным участником благодаря условиям, которые предъявлялись к участникам аукциона. Логично предположить, что и в этот раз будет «налаживаться» оборудование, уже смонтированное по прошлогодним контрактам.
Подобная ловкость рук в случае с «Ростелекомом» и ЕГЭ повторяется не первый раз – так, «СуперОмск» в 2014 году выяснил, что «Ростелеком» фактически за бюджетные деньги ставил на ЕГЭ камеры, уже полученные от государства бесплатно для видеонаблюдения на президентских выборах. Остается только удивляться тому, что омские чиновники, которые не так давно предложили сэкономить на выплатах за семейное образование, одновременно не стесняются накачивать из года в год бюджетными финансами одну и ту же компанию. Или не удивляться?
Этими обстоятельствами уже заинтересовались в общественной организации «Оплот», руководитель которой Андрей Ткачук направил официальное обращение в прокуратуру Омской области.
«Прошу принять меры прокурорского реагирования к указанным в обращении организаторам сомнительных тендеров, в ходе чего провести проверку школ, в которых якобы монтировались каждый год системы видеонаблюдения, на предмет выявления случаев наличия ранее смонтированного и подключённого оборудования. При наличии оснований возбудить уголовное дело в отношении лиц, допустивших сговор с целью кражи бюджетных средств, выделяемых на работы, которые реально никто не исполняет уже несколько лет», - в частности, говорится в заявлении.