Обещания «Единой России» о честных выборах не выдержали противостояния с частными интересами омской партноменклатуры.
В Омской области завершились праймериз «Единой России», скандальность которых предрекал эксперт РБК Леонид Давыдов. Правда, все эти анонсы перед днем голосования перекрывала надежда на обещания «Единой России». В партии заявили о конкурентности (возможность участия для всех), открытости (свободному доступу к процессу проведения мероприятия) и анонсировали легитимность, то есть отсутствие претензий кандидатов к итогам.
В итоге же центральный аппарат партии просто завален жалобами о нарушениях на местах. Что предшествовало этим событиям? «СуперОмск» публикует подробную картину дня проведения праймериз в Омской области на примере южных округов, в частности 21-го округа, где схлестнулись предприниматель новой волны, глава ОКС Дмитрий Павлов и «колбасный король» их «Компура» Димитрий Галаванов.
Хронику странных событий, заявлений и совпадений можно начинать за два дня до голосования, когда стало ясно, что счетные комиссии не оставят наедине с бюллетенями. Речь идет о 200 журналистах, которые заявились по 21-му округу, где инсайдеры говорили о вероятных вбросах.
«То количество журналистов, которое есть в этом издании, превышает количество журналистов от всех других изданий вместе взятых. На пресс-конференции в понедельник будет интересно посмотреть на эту сотню журналистов... Бардака из этого мы делать не будем», - попытался карнавализировать ситуацию Артемов.
Хотя все понимали, что столь внушительный штат журналистов позволит следить за ситуацией на каждом участке по округу.
«Очевидно, что молодые люди, неожиданно ставшие журналистами, будут искать различные нарушения. По некоторым данным, они будут фиксировать на фото- и видеокамеры все то, что будет происходить на участках», - сообщал «Омскинформ» в день регистрации новых журналистов.
В день голосования стало ясно, что журналистов расквартировали не зря. Придя на участки к 8 часам, корреспонденты обнаружили, что на некоторых стендах либо полностью отсутствует информация о кандидате Павлове, либо данные размещены без фотографии.
«Какая информация к нам пришла из партийного центра, такая и размещена», - заявил один из членов избиркома на вопрос о отсутствии данных о Павлове.
С самого утра по округу начались подвозы избирателей. Хотя задолго до 22 мая от таких действий предостерег секретаря генсовета «Единой России» Сергей Неверов.
«Мы эту тему обсуждали уже неоднократно и говорим категоричное «нет». Если будут зафиксированы массовые подвозы - результаты голосования могут быть аннулированы... Если будут зафиксированы подкупы - также будем аннулировать результаты», - цитировали РИА Новости политика, чьи слова прозвучали на заседании федерального оргкомитета по проведению предварительного голосования.
Тем не менее вереница желтого транспорта с надписью «Дети» шла по многим районам, попадая в поле зрения наблюдателей. Авторы подвоза ничуть не боялись противозаконности нецелевого использования транспорта.
От такого массового и единовременного наплыва избирателей в местах голосования моментально образовывалась очередь. Один из таких случаев зафиксирован в Калачинске.
Придя на участки, нужные «избиратели», видимо, в спешке забыли о конспирации. Так, в Калачинске на 37-м участке по 19-му округу женщина стояла в очереди сразу с двумя паспортами. А на 19-м и 20-м округе избиратели и вовсе заходили в кабинку по двое.
Параллельно с подвозом в штаб «Партийного контроля» обильно поступала информация о попытках выдворить журналистов из участков. Досталось и наблюдателям от депутата Заксобрания Степана Бонковского.
Так, в селе Борисовское – 84-й участок 21-го округа – председатель счетной комиссии подписал решение об удалении представителя СМИ и прекращении видеосъемки. Видимо, его не устраивала фиксация нарушений.
При этом жалобы от наблюдателей некоторые комиссии принимать отказывались. К примеру, на участке № 62 21-го округа в селе Одесское одноименного района до спуска бюллетеней в урну представитель одного из кандидатов, Димитрия Галаванова, раздавал советы избирателям. Жалобу наблюдателя о неправомерных действиях председатель счетного участка Иван Живаго принимать отказался, как и выполнить требование об удалении «консультанта» с участка.
К 12:00 на одном из счетных участков в селе Желанное Одесского района закончились бюллетени. По данным наблюдателя «Партийного контроля», избирателям для голосования предлагали там писать заявление. К этому времени действия, похожие на вброс бюллетеней, были отмечены на 60-м участке 21-го округа, а также на 37-м участке в Калачинске. Как отмечали наблюдатели, в Калачинске бюллетени кидали стопкой по 10 штук. На 60-м участке число проголосовавших расходилось на 12 человек. Жалобу на очевидный вброс председатель принять отказался.
К полудню в селе Екатеринославка Шербакульского района представителям СМИ запретили вести съемку – запрет самолично огласил гендиректор мясоперерабатывающего концерна «Компур» Павел Пименов (представитель Галаванова), предприняв попытку выгнать наблюдателей с участка. По словам работавшего на месте наблюдателя «Партийного контроля», Пименов инспектировал районные участки, появляясь поочередно на каждом из них. В самый разгар дня голосования скандал с омскими праймериз вышел на федеральный уровень. В новостном приложении LifeCorr появилась видеозапись с нарушениями, зафиксированными на праймериз в Омской области. На ролике член избиркома на 37-м участке в Азово пыталась запретить наблюдателям проводить съемку.
После обеда, с уходом подвезенных избирателей, скандалы на время перенеслись за пределы мест голосования. Жители села Белосток Шербакульского района (21-й округ), рассказали о том, как им мешали в волеизъявлении. Уже ближе к закрытию участков и началу подсчета голосов представители участковых комиссий начали странные переговоры с партийным центром. К моменту подсчета голосов нервозность членов некоторых избиркомов из-за присутствия наблюдателей и журналистов вновь усилилась. Так, в селе Екатеринославка Шербакульского района (21-й округ) людям запрещали снимать общий план процедуры подсчета голосов. Впрочем, ответственные лица нашли выход и попросту выключили свет. А на участке № 84 21-го округа в селе Борисовское Шербакульского района у членов комиссии и вовсе не выдержали нервы, и они убежали считаться тайно.
По сообщению наблюдателей, в таком бегстве с итоговым протоколом был также замечен глава Азово.
Странное поведение членов комиссии в момент подсчета голосов вызывало подозрение о поставленной им задаче подогнать цифры к нужному результату. Особо ярким образом это проявилось к моменту подведения итогов. На 21-м округе по 42-му участку в селе Сосновка Азовского района наблюдателям отказались выдать протокол. Да и подсчеты здесь начались почему-то на пару часов позже с момента закрытия участков. И это не единичный случай, подобное наблюдалось в селе Гауф-хутор, Екатеринославке. Не исключено, что итоговые данные решили придержать для нужной корректировки на случай проигрыша «мясного короля». Это лишь малая часть из всего объема нарушений, которые зафиксировали наблюдатели по 21-му и другим округам. С полным списком данных можно ознакомиться на сайте «Партийный контроль».
В то же время столь внушительный территориальный размах фактов о нарушениях пока что остается без особого внимания со стороны реготделения «Единой России». В партии пока что ограничиваются обещаниям рассмотреть все свидетельства «грязи» на выборах. Такая медлительность лишний раз вызывает сомнения о партийной заинтересованности в честных выборах. Без сомнения сейчас лишь можно говорить о том, что призыв Путина к единороссам на «вливание свежей крови» в партию был растоптан о частные интересы местной номенклатуры.