Пока в арбитражном суде не поставили последнюю точку в исковых делах по поводу «Жилого дома 1925 года», «СуперОмск» обратился к омским бизнесменам с просьбой прокомментировать конфликт. Все предприниматели, с которыми мы пообщались, были удивлены и смелости проекта, и тому, как Денис Кошель умудрился попасть в непростую ситуацию.
«Я знаю Дениса Кошеля как человека разумного, чуткого, пунктуального, - рассказал Евгений Щербаков, гендиректор ООО «Центр деловой недвижимости «Навигатор». – Что касается государственно-частного сотрудничества, то можно взаимодействовать с самыми разнообразными структурами, но только – не с властями. Можно даже работать с самыми отъявленными бандитами, но только не с чиновниками. Ко мне обращаются многие бизнесмены по вопросам, связанным с недвижимостью и взаимодействием с властями. Так вот я не припомню ни одного серьезного проекта, который бы закончился успешно. Обман, подставы, банкротство – все то, что поджидает на этом пути предпринимателей».
По мнению Щербакова, причин тому множество. Это и самодурство отдельных чиновников, и их необязательность, и большая жадность, говорит бизнесмен. Есть и объективные причины. Например, зыбкость законов.
«Лично я не знаю ни одного сверхприбыльного проекта, который бы реализовали чиновники и бизнесмены», - говорит руководитель сети пиццерий «Кантанелла» Михаил Курцаев.
Бывший директор городского департамента недвижимости Омска Павел Кручинский тоже не помнит масштабных проектов, реализованных сообща бизнесменами и чиновниками. Правда, это не означает, что такого сотрудничества быть не может. Кручинский вспоминает 130-й квартал в Иркутске. В центре города расселили около двух десятков бараков, а вместо них организовали потрясающее историческое место. Теперь квартал дает около миллиарда налогов в год.
«Квартал обустраивали на основе партнерства чиновников и бизнесменов, - отметил Кручинский. – Наверное, в нашем городе бизнесу и власти нужно больше общаться, думать над общими планами. В противном случае не будет инвестиций. В том числе - извне».
Что касается Омска, то Денис Кошель и Константин Симаков пытаются воссоздать «Жилой дом 1925 года» около 7 лет. Проект был одобрен в конце нулевых и городскими, и областными властями. Согласно договоренностям бизнесменов и чиновников предприниматели должны были разобрать дом, стоявший на улице Броз Тито, и перенести его в район Казачьей слободы. Бизнесмены расселили дом, разобрали его, но затем закончился срок действия договора аренды, продлевать который чиновники отказались.