Итоги недели: футбольные страсти с политическим оттенком, гуманизм омских судей и стрельба в Америке

Стенка на стенку

Главное футбольное событие года – чемпионат Европы по футболу во Франции обернулся серьезным скандалом, в который вовлекли Россию. Сотни участников столкновений болельщиков, десятки пострадавших, депортация и скорый суд над российскими фанатами затмили собой спортивную сторону событий. Сборной России по футболу пригрозили дисквалификацией в случае повторения инцидентов, при этом к команде Англии подобных санкций почему-то не применялось.

Как отмечают аналитики «СуперОмска», в глазах европейцев благодаря массированной идеологической и информационной кампании сложилась некая «презумпция виновности» в отношении россиян, чем и объясняются такие «военно-полевые суды». К этому добавилась хорошая техническая оснащённость английской стороны – приговоры выносились на основании видеозаписей, на которых были запечатлены действия в основном российских болельщиков.

В целом координация действий у английских группировок оказалась лучше, да и самих было на порядок больше, и после серии провокаций зачинщики отошли в сторону, подставив под удар наших «завсегдатаев пабов», идеально подходящих на роль жертвы. Ещё одна деталь - единственным русским с тяжёлыми травмами оказался мужчина, который пытался вести видеозапись с нашей точки зрения, и именно его тут же «вырубили», хотя заступаться было за кого – в этот же момент несколько десятков россиян «месили» пьяных англичан.

Реакция общественного мнения явно была заготовлена – как и трактовки в СМИ, что может свидетельствовать о «домашней заготовке» и том, что ещё пара таких случаев, и точно мы останемся без чемпионата через два года. Всё это происходило на фоне откладывания Brexit (выхода Великобритании из ЕС), на фоне отзыва заявки Швейцарии на вступление в ЕС, на фоне того, что 53% британцев готовы отделиться от Евросоюза. Для Кэмерона это был бы конец карьеры, как и начало конца для евробюрократии: все же Англия - вторая экономика ЕС после ФРГ. Отсюда и двойные стандарты по отношению к сторонам конфликта – если Россию наказывают по всей строгости, то среди англичан кары грозят лишь активным хулиганам, а все официальные инстанции и лица не понесли никакой ответственности.

В целом история, конечно, безобразная и с нашей стороны, и с английской, но особенно со стороны официальных властей Марселя – и полиции, и суда. Нет сомнения, что при желании активно сотрудничать с российским МВД особо рьяные фанаты не смогли бы даже выехать во Францию – ведь россиян не выпускают из страны даже по гораздо менее значимым поводам вроде небольших неоплаченных штрафов. Когда масштаб происходящего «ударил в голову» местным властям, тут же на месте словно из ниоткуда появилась наша полиция, быстро нейтрализовавшая отечественных болельщиков. Остаётся только пожалеть единственную действительно пострадавшую сторону – самих жителей портового города…

 

Стрельба во Флориде

Стрельба в ночном гей-клубе в городе Орландо стала самым массовым убийством за всю историю США, 50 человек погибли, 53 ранены. Нападавший был хорошо подготовлен и захватил заложников, запрещённая в России организация ИГИЛ взяла на себя ответственность за теракт. В ходе захвата с помощью отряда спецназа нападавшего застрелили сотрудники спецслужб. Стрелявшим оказался 29-летний Омар Матин, который родился в Нью-Йорке в семье выходцев из Афганистана. По количеству жертв стрельба в Орландо превзошла мартовские теракты в Брюсселе, когда в результате взрывов в аэропорту и на станциях метро погибли 34 человека.

Комментарии российских официальных лиц были однозначными – хоть в малейшей степени оправдывать такой теракт нетерпимостью к однополым связям недопустимо.

«Комментарии «погибших в Орландо не жаль - они геи» просто отвратительны. За гранью добра и зла рассуждения «своею однополостью они сами поставили крест на своей жизни». А если бы расстреляли детей с задержкой развития, сказали бы что-то вроде «пятьюдесятью дармоедами стало меньше»? А если бы нападение было совершенно на роддом, видимо, стоило бы сначала изучить личное дело каждой пациентки - мало ли что? Туда же хочется отправить людей, полагающих «сочувствие невозможным в связи с....» - называются миллионы причин. От «а нам-то не сочувствуют» до «доигрались они». Потому что пора определиться: либо человеческое сочувствие, либо сочувствие по общественно-политическим убеждениям», - написала на своей странице в соцсети Facebook официальный представитель МИД РФ Мария Захарова.

Как отмечают эксперты «СуперОмска», настолько крупный теракт в США далеко не первый за последнее время, в декабре в Калифорнии двое смертников уже расстреливали 14 человек. Однако в Сан-Бернардино террористы убили умственно отсталых пациентов, что не вызвало особого «одобрения» даже среди близкого окружения ИГИЛ. В этот раз удар пришёлся в самое сердце американской политкорректности, и сам по себе по числу погибших этот теракт на территории страны стал крупнейшим с 11 сентября. Использовать его клерки из Госдепа и Минобороны попытались для сведения счетов – в тот раз «наваляли» Ираку, теперь 50 сотрудников госдепа, используя профсоюзный канал, требуют воспользоваться ситуацией и разбомбить Асада под сумасбродным предлогом того, что представляющий алавитов Асад якобы загнал в угол суннитский ИГИЛ, который от отчаяния пошёл на крайние меры.

После подобных шагов ИГИЛ может получить поддержку даже у исламских кругов, осуждавших экстремистов ранее, а в самих США дополнительный рычаг влияния получил Дональд Трамп, консолидирующий свой электорат на антимусульманской риторике, а демократам в свою очередь на руку сочувствие к погибшим. Трамп сперва сократил на этом фоне разрыв с Клинтон на 8%, до 6%, но затем демократы, подключив административный ресурс, включая самого действующего президента, вновь оторвались до 12%.

В России внутренние последствия уже очень серьёзные. Президент Владимир Путин выразил сочувствие погибшим и «членам их семей», которых ранее в официальной пропаганде всегда гвоздили как виновников проявления у их детей «извращений». Очевидно, что риторику неукоснительного неприятия всего, что противоречит «традиционным ценностям», теперь точно придётся менять, и очень существенно.

Отметим, через несколько дней после теракта ЦРУ обнародовало вброс, согласно которому к взрыву самолёта «Когалымавиа» над Египетом якобы причастна египетская группировка «Ансар Бейт аль-Макдис», своего рода местный филиал ИГИЛ. Это может быть одно объяснение – поскольку погибший в Орландо террорист открыто симпатизировал Царнаевым, то у общественности возникает логичный вопросы – почему спецслужбы США отказались налаживать контакты с российскими коллегами? Единственный шанс как-то замылить эти неудобные вопросы – путем таких вбросов убедить своих налогоплательщиков, что у наших силовиков противодействие терроризму налажено ещё хуже.

 

Сенсационное оправдание

На минувшей неделе в омских судах несколько высокопоставленных лиц были освобождены от уголовной ответственности, правда, по разным причинам и при разных обстоятельствах. Так, в деле вице-мэра Инны Парыгиной следствие не смогло доказать эпизод с мошенничеством, а по второй статье истёк срок давности, поэтому по ходатайству самой обвиняемой процесс был прекращён. В случае с депутатом горсовета Виталием Путинцевым приговор носил сенсационный оттенок – его полностью оправдали, что само по себе довольно редкое событие в российском правосудии, а если учесть статус обвиняемого, то и вовсе музейный экспонат.

Не исключено, что защитники вице-мэра Парыгиной намеренно придерживали козырь до финала, чтобы триумфально закрыть дело. Однако схема дала сбой - против главного финансиста Омска уголовное преследование демонстративно прекратили по «нереабилитирующим основаниям», по сути, дали понять, что она виновна, но благодаря недосмотру сумела выкрутиться, в общем, классическое «если вы на свободе, то это наша недоработка». Как бы то ни было, для Парыгиной исход дела, безусловно, оставил след на репутации.

Вместе с тем приговор Путинцеву совпал только по времени при совершенно иных обстоятельствах. Скорее всего, теневые инициаторы его преследования не ставили целью обязательную посадку или любой другой обвинительный приговор, а намеревались отлучить Путинцева от мусорного бизнеса, поскольку сложные и долгие судебные тяжбы не оставляют ни времени, не желания полноценно заниматься чем-то ещё. Цели этой удалось добиться – два года депутат себя никак не проявлял, избегая даже комментариев для прессы, не говоря уже о более решительных действиях.

Стоит вспомнить, что всерьёз «прессовать» его начали, когда он ввязался в историю с референдумом и испытывал почти что мэрские амбиции. За время затянувшегося следствия и скоротечного суда он перестал где-либо светиться, попросту говоря, начал играть по правилам. Учитывая, что на мусорном рынке была сильная доля негласных активов того же Гамбурга, можно предположить, что ценой сделки Путинцева со следствием стала сдача не только доли рынка, но и всей информации по этим активам.

Символично, что приговор Путинцеву вынесли сразу после Гамбурга, без особого погружения в детали дела и явно спуская его на тормозах. Внешне это как раз выглядело как демонстрация беспристрастности правосудия – одному «ижицу прописали», другого совсем домой отпустили, но, скорее всего, после приговора Гамбурга дальше «тащить» дело Путинцева, держать его фактически в залоге, стало просто бессмысленно. Тем более что и сам он вовремя все понял и отказался от амбиций и попыток играть какую-либо общественно-политическую и информационную роль.

На самом же мусорном рынке это мало отразится – бизнесмен давно потерял там все и открыто признает, что его время ушло, а борьба идёт уже между «Ростехом», Варнавскими и Фридманами. Амбиций воссоздать дело, как Шишов, Путинцев не выражает, а фокус внимания, в том числе правоохранительной системы, вокруг отрасли явно переориентируется на Захарову из «ЖКХ Сервиса» с её компаньонами и других значимых игроков.

 

Чехарда в минстрое

Очередными кадровыми перестановками отметилось министерство строительства и ЖКК Омской области – в отставку ушёл Евгений Скрудзин, заместитель министра. Чиновник пробыл в должности шесть с половиной месяцев. Непосредственно до прихода в минстрой он долгое время работал в Москве, возглавляя там компанию «Нефтегазкомплект», а с апреля 2015 года вернулся в Омск, получив здесь должность директора «Омскоблстройзаказчика».

По версии аналитиков «СуперОмска», Скрудзин считался одним из наиболее вероятных претендентов на министерское кресло после отставки Михайленко, но назначили другого заместителя – Бирюкова. Это положило конец персональным амбициям Скрудзина. Поскольку он считался «человеком Компанейщикова», это и проигрыш последнего Гребенщикову, при этом серьёзный. Именно Скрудзин брал все полгода безвластия на себя ответственность за непопулярные решения, ездил вместо Михайленко на место очередного падения крана, подстраховывал его на пресс-конференциях и так далее.

Более того, он выпутывал губернатора и из сложных ситуаций, которые создавали его же подчинённые: в частности, когда фонд капремонта начал шантажировать отсутствием средств - именно Скрудзин опроверг эти домыслы официально и заверил в отсутствии кассового разрыва. Именно он начал тяжбы с питерской компанией «СТС» в арбитражном суде – компанией, которая строила поликлинику на Левом берегу на 1000 мест и которая известна своими неоднозначными связями. Все это в сумме не могло не насторожить Гребенщикова, и в итоге он задействовал свои методы. При этом отставка Скрудзина – не причина проигрыша Компанейщикова, который продолжает активную аппаратную борьбу, а скорее следствие. В кулуарах ходят разговоры об отъезде Компанейщикова из Омска после думских выборов, поэтому не исключено, что замминистра своевременно ушёл на какую-то выгодную предложенную должность.

Перейти на полную версию сайта