Автолюбители и активные участники автомобильных форумов и популярных групп в социальных сетях объединились, чтобы проверить качество реализуемого на заправочных станциях бензина и дизеля. Первым и пока единственным розничным продавцом топлива, пригласившим активистов на ревизию своих объектов, стала сеть АЗС «Газпромнефть».
За месяц десятки добровольцев побывали на заправочных станциях Новосибирска, Омска, Кемерова, Красноярска. Среди них – бывалые автолюбители и новички, владельцы СТО и автомобильные блогеры – словом, все те, кого волнует вопрос качества топлива и его влияние на эксплуатацию автомобиля. В Омске в проекте приняли участие 10 автолюбителей, неравнодушных к тому, что попадает в бензобаки их автомобилей.
В рамках экскурсии народные эксперты посетили нефтебазу, где своими глазами увидели, как наполняется и пломбируется бензовоз перед отправкой на АЗС. В лаборатории они приняли участие в определении экологического класса топлива и узнали, что процесс полной проверки партии топлива для его обязательной паспортизации занимает около пяти часов, что бензин исследуется по 15 показателям, а дизельное топливо – по 8. Для многих стало открытием, что на глаз можно определить только наличие механических примесей, а цвет бензина не регламентируется ГОСТом, никак не влияет на его качество и может варьироваться от лимонного до зеленого и оранжевого. Финальным пунктом программы стала заправочная станция. Здесь экспертов ждал настоящий интерактивный квест. Участники проекта увидели, как принимается бензовоз, заглянули в разноцветные резервуары, которые маркируются под разные виды топлива для исключения возможности смешения продуктов. Многих интересовал вопрос возможного присутствия воды в резервуарах. Для этого была проведена стандартная продцедура проверки топлива на наличие воды с помощью метроштока и водочувствительной пасты.
При погружении в водно-топливный коктейль нанесенная на метрошток паста меняет цвет с синего на красный. В резервуарах все оказалось в порядке. По просьбе одного из участников проекта, метролог сети АЗС «Газпромнефть» при помощи поверенного 10-литрового мерника продемонстрировал работу всех колонок заправочной станции и пояснил, что эта стандартная процедура проводится сотрудниками АЗС ежедневно. Также в любое время проверить точность оборудования может каждый автомобилист – достаточно обратиться к персоналу станции. На каждом этапе экспертов народных сопровождали эксперты профессиональные для того, чтобы дать пояснения демонстрируемым процессам и ответить на вопросы автолюбителей.
Тамара Богданова, дизайнер:
«Когда я собиралась принять участие в проекте, меня больше всего волновало, каким образом и как часто проверяются колонки на АЗС. Не секрет, что некоторые считают, будто на заправках постоянно недоливают топливо. Я своими глазами увидела мерник – устройство, с помощью которого замеряется точность колонки. Причем – для точности измерения, по регламенту, этот замер проводят дважды. Когда мы с ребятами прошли по всем колонкам и удостоверились, что все они работают, как аптекарские весы, сомнения развеялись. Мне есть, что сказать нигилистам».
Юрий Рячкин, владелец СТО:
«Меня интересует качество топлива. В СТО нередко обращаются автомобилисты с жалобами на топливо, реализуемое на омских АЗС. Почему при заправке на одних станциях машина рвется в бой, на других - еле едет. Побывав в лаборатории, я убедился, что с топливом на АЗС «Газпромнефть» все в порядке. Сертифицированная лаборатория, откалиброванные по ГОСТу приборы, паспорт качества. Конечно, нам не удалось увидеть все многочасовые испытания бензина и дизеля, но увиденного достаточно для того, чтобы сделать выводы. Хотя если пригласят еще на одну экскурсию с полным циклом проверки топлива в лаборатории - соглашусь».
Вячеслав Демидов, предприниматель:
«Перед тем как пойти на проект, мне позвонил приятель и спросил – обязательно уточни у представителей сети «Газпромнефть», могут ли разбавлять бензин по пути с нефтебазы на АЗС. С этим вопросом я, собственно, и пришел. Мне было интересно узнать, что современные бензовозы позволяют одновременно перевозить несколько видов топлива. При этом каждый отсек бензовоза пломбируется, шифры пломб тут же передаются на заказавшую топливо АЗС и при приеме автоцистерны строго сверяются. Более того, все бензовозы укомплектованы системой спутникового мониторинга ГЛОНАСС, которая гарантирует точное следование маршруту и отсутствие внеплановых остановок. Так что в пути украсть топливо нереально. Ну а о том, что сливать и разбавлять бензин на заправочной станции невозможно хотя бы благодаря системе видеонаблюдения, я как клиент знаю и сам».
Андрей Кена, блогер, автолюбитель:
«Мне интересно увидеть «топливную» кухню – технологическую начинку лаборатории, испытательные приборы, узнать устройство ТРК. В этом плане участие в проекте «Народная экспертиза» было познавательным. Здесь я нашел подтверждение своему выбору АЗС и своим знаниям о расходе топлива. Забавно слышать от опытных автомобилистов выводы о том, что если один и тот же маршрут они проходят с разным расходом топлива, дело в качестве того самого топлива. Отнюдь нет. Зачастую дело в манере езды, качестве асфальта, направлении и скорости ветра, подкачке шин и многом другом. Представители сети АЗС приводят убедительные цифры: например, встречный ветер 5 м/с увеличивает расход топлива за городом до 10%, а каждый пассажир – до 5%».
«Мы уверены в качестве топлива на АЗС сети «Газпромнефть» и готовы продемонстрировать всю технологическую цепочку маршрута топлива от завода до бензобака. Надеемся, полученные знания помогут сделать омичам правильный выбор, ведь от качества топлива напрямую зависит состояние автомобиля. А тех, кто не успел принять участие в проекте, приглашаю на ближайшие экскурсии в июне», – отметил руководитель сети АЗС «Газпромнефть» в Омской области Андрей Терентьев.