Во многих регионах страны ленты пестрят ужасающими заголовками: «умер в очереди к врачу», «скорая ехала 15 часов», «пенсионер не дождался приема фельдшера и скончался», «подросткам не выдают бесплатные медикаменты», «осиротели дети, их мать скончалась во время родов – пришлось долго ехать». Можно предположить, что все это результаты так называемой оптимизации здравоохранения – мощного механизма, запущенного в нашей стране в 2013 году.
Накануне прозвучало обвинение со стороны Общественной палаты РФ в сторону минздрава РФ и региональных министерств за «бездумные» последствия реформы.
«Если бы министерство (здравоохранения РФ) не отдало всю реформу на откуп регионам и выполнило свои прямые обязанности по обеспечению ее нормативной базы, то ситуация с доступностью медпомощи сегодня не стала бы столь плачевной», – пояснил директор Фонда независимого мониторинга «Здоровье», член Общественной палаты России Эдуард Гаврилов.
За информацией из первых рук мы обратились к министру здравоохранения Омской области. Забегая вперед, стоит сказать – судя по всему, в нашем регионе все необходимые процессы проходили более безболезненно, чем во многих других регионах.
Предполагалось внедрить трехуровневую систему медицинской помощи. По месту жительства пациент может получить помощь самых востребованных врачей – терапевта, хирурга, офтальмолога, невролога. Это первый уровень. В «головном» амбулаторном комплексе – попасть к кардиологу, эндокринологу, нефрологу и прочим узким специалистам, пройти диагностику на современном оборудовании. Оснащать магнитно-резонансными томографами или приборами для ангиографии каждую поликлинику нереально. Третий уровень – стационар, если госпитализация действительно необходима.
Теоретически все верно. Порой пациент хочет пойти к кардиологу, будучи уверенным в «недоработках» сердца, а в реальности недуг вовсе не от дел сердечных. В этом случае терапевт служит неким буфером. Другой момент. Есть, к примеру, поликлиника без аппарата УЗИ, а есть больница, где аппарат есть, но используется мало. Вполне логично поликлинику присоединить к более крупному учреждению - и аппарат будет эксплуатироваться для всех.
Другое направление оптимизации – сокращение на 30% числа больничных коек. И здесь у организаторов реформы такой резон: у нас в стране традиционно больничные койко-места используются неэффективно. Большая часть пациентов не лечится в стационарах, а обследуется, многие неделю за неделей ждут плановой операции, другие реабилитируются. В то же время эти медицинские услуги, как делается во всем мире, пациенты могут получать амбулаторно.
В проекте все выглядит совсем неплохо. Однако на деле – практически катастрофические последствия.
В 2013 году клиники по всей России оказались недофинансированы на 19 млрд рублей. В итоге упразднили 35 тысяч коек в стационарах, закрыли 76 поликлиник и 306 больниц;
В 2014 году количество врачей уменьшилось на 12,8 тысячи человек. При этом дефицит врачей в регионах оценивается в 55 тысяч человек.
В 2015 году в сельской местности было ликвидировано 659 фельдшерско-акушерских пунктов.
В 80 тысячах российских деревнях и поселках нет медработника. Даже фельдшера. Даже медсестры. Доступной медпомощи лишены около 8 млн человек.
11 тысяч деревень расположены на расстоянии свыше 20 км от ближайшего медицинского учреждения, где есть врач.
879 малых населенных пунктов не прикреплены ни к одному ФАПу или учреждению врачей общей практики.
На одного терапевта в среднем приходится порядка 900 человек, на одного хирурга – 2127 человек, на одного педиатра – 433 ребенка, на одного невролога – 5263 человека, на одного психиатра и нарколога — 6250 человек, на одного рентгенолога или радиолога – 7142 человека, на одного стоматолога – 2380 человек.
Кроме того...
В 2014 году умерло на 18 тысяч пациентов больше, чем в 2013 – об этом на днях заявила Счетная палата. Объем платных услуг вырос на 24%. Увеличились сроки ожидания медпомощи, а количество врачей стало меньше почти на 13 тысяч. В начале ноября прошлого года прошел первый митинг против реформы здравоохранения.
Так называемая оптимизация здравоохранения в нашей стране – тема больная, простите за каламбур. Мы проанализировали ленты новостей на данную тему в ряде регионов России.
После оптимизации больниц в Гари и Сосьве жители Свердловской области вынуждены ездить за 160 км в ближайшую больницу в Серове. Причем за 160 км ездят роженицы, везут людей с инфарктами и младенцев сдать анализ крови. Провал оптимизации системы здравоохранения послужил отставкой прежнего регионального министра здравоохранения Аркадия Белявского, который, по официальной версии, ушел на пенсию.
Льготники в Хакасии добиваются выдачи положенных им лекарственных препаратов через суд.
В 2015 году впервые за последние 10 лет смертность в России превысила рождаемость, констатировал секретарь бюро Совета реготделения «Справедливой России» в Алтайском крае Владислав Вакаев.
В ряде городов Свердловской области 27 марта 2016 года прошли митинги против политики «оптимизации здравоохранения», проводимой властями региона.
За две недели января в Орловском перинатальном центре умерли 8 младенцев. Все роженицы приехали из отдаленных деревень, где ни больниц, ни врачей уже давно нет. В частности, 2 января в Вейделевском районе Белгородской области мама и младенец погибли из-за того, что их слишком далеко везли в машине «скорой» в больницу.
Председатель Свердловской федерации профсоюзов Андрей Ветлужских на праймериз «Единой России» рассказал, что из-за закрытия роддомов на севере Свердловской области начала возрождаться «профессия» бабок-повитух.
На митинге во Владивостоке участники пожаловались, что в городе должно быть порядка 60 бригад скорой, а работает 26. По словам сотрудников, люди увольняются, и даже новым автомобилям требуется ремонт. В результате приезда неотложки иногда ожидают по 15 часов.
Согласно сообщению пресс-службы министерства здравоохранения Республики Крым, «в медицинских учреждениях укомплектованность врачами акушерами-гинекологами на штатных должностях составляет 76,8%. Среди работающих в службе родовспоможения врачей 62% акушеров-гинекологов – специалисты пенсионного возраста».
В каждом регионе свое министерство, свой министр, своя программа, разработанная в рамках этой самой оптимизации. У всех одни цели и задачи сложно синхронизируемые – сделать как лучше пациентам и сэкономить бюджетные средства. Разумеется, проблем, вопросов и недочетов было не избежать, но показатели, в отличие от других регионов, в Омской области держатся на достойном уровне.
«Оптимизацию проводить нужно, но немаловажно думать, как ее проводить. Мы не уволили, по сути, ни одного человека, не сократили ни одной больницы [про ГБ № 2 пояснение чуть ниже]. Мы стали проводить оптимизацию, беря маленькое учреждение и присоединяя его к более крупному. Для чего это делается? Мы не сможем купить в маленькое учреждение аппарат УЗИ, который сегодня стоит от 10 миллионов. Но теперь его и не нужно покупать, ибо подразделение маленькое переходит к крупному, максимально оснащенному медучреждению. И если у нас не хватало каких-то специалистов, то сегодня за счет базы ДВУХ подразделений есть полный спектр в одном учреждении», – пояснил нам министр здравоохранения Омской области Андрей Стороженко.
Что касается городской больницы № 2, то это единственная больница в нашем регионе, которая была закрыта. Ранее минздрав обвиняли в том, что учреждение закрыли из-за отсутствия денег на ремонт, но, по словам Стороженко, решение было принято не зря, и пациентов перевели в гораздо лучшие условия.
«А дальше ситуацию надо останавливать. Кто бы нам что ни говорил. Потому что больше логических ходов по закрытию больниц мы не видим. Вопросы по объединению больниц, возможно, будут стоять, но мы это делаем в мягком и спокойном режиме», – заверил наш собеседник.
Медико-демографическая ситуация в Омской области по итогам 2015 года, по оперативным данным Федеральной службы государственной статистики, характеризовалась естественным приростом населения в абсолютных цифрах – 2150 человек.
В области родились 28 582 ребенка, общий коэффициент рождаемости составил 14,4 случаев на 1000 человек населения, что на 4,6% меньше, чем в 2014 году. При этом показатель рождаемости в Омской области выше, чем в РФ (13,3).
«Что касается смертности, наши, так сказать, результаты ниже российских показателей, ниже показателей Западно-Сибирского федерального округа. Говорят, что Стороженко эти показатели нарисовал, но не мы даем данные по цифрам, это федеральная статистика. Поэтому как бы я ни хотел что-то дорисовать – не получится у меня. Цифры говорят сами за себя», – говорит Андрей Стороженко.
В Омской области произошло снижение смертности от основных причин и достигнуто в 2015 году большинство целевых демографических показателей региональной «Дорожной карты»:
1) смертность населения Омской области по причине болезней системы кровообращения снизилась на 7,3%, значение показателя составило 554 случая на 100 тыс. населения. Снижение смертности от этой причины также было отмечено в РФ (631,8 случая на 100 тыс. населения, снижение на 3,4%) и регионах СФО (568,1 случая на 100 тыс. населения, снижение на 5,6%);
2) смертность населения Омской области от новообразований, в том числе злокачественных, снизилась на 8,9%, значение показателя – 186,8 случая на 100 тыс. населения. Смертность от этой причины выросла на 1% в РФ (203,2 случая на 100 тыс. населения) и на 1,7% в регионах СФО (205,4 случая);
3) в Омской области смертность населения от туберкулеза снизилась на 17,6%, значение показателя составило 11,2 случая на 100 тыс. человек населения. Снижение смертности от этой причины также было отмечено в РФ (9 случаев на 100 тыс. населения, снижение на 8,2%) и регионах СФО (17,1 случая на 100 тыс. населения, снижение на 7,1%);
4) в Омской области смертность населения от дорожно-транспортных происшествий существенно снизилась, значение показателя составило 3,6 случая на 100 тыс. человек населения (снижение на 39%). Снижение смертности от этой причины также было отмечено в РФ (12,1 случая на 100 тыс. населения, снижение на 13,4%) и регионах СФО (11,4 случая на 100 тыс. населения, снижение на 9,5%);
5) показатель младенческой смертности в Омской области составил 6,8 на 1000 родившихся живыми, снижение на 5,6%. Снижение младенческой смертности было отмечено в РФ (6,5 случая на 1000 родившихся живыми, снижение на 12,2%) и регионах СФО (7 случаев на 1000 родившихся живыми, снижение на 10,3%).
«Все привыкли лечиться на месте. Нас ругают в районах области – «вы закрыли участковую больницу». Возьмем, к примеру, Черлакский район, поселок Иртыш. В нескольких километрах находится ЦРБ. Так вот что касается закрытой там участковой больницы. Мы провели статистику за последние полгода – 22 пациента, из них 13 пациентов – со стенокардией, 4 – сахарный диабет, 2 – в предынфарктном состоянии. Это 22 смерти, если бы их оставили в участковой больнице. Такую помощь, которую им оказали в ЦРБ, им бы не оказали на месте. Мне говорят – а как бабушка будет добираться из деревни, например, чтобы ставить капельницу каждый день? Это нормальный вопрос, это хороший вопрос. Мы все любим бабушек, у нас есть пожилые родители. Так я задаю вопрос главам администраций сельских поселений: а вас на что выбрали? Организуйте машину, привезите стариков. Почему мы, медики, должны выполнять социальную функцию? Вы к нам привезите, а у нас есть врач, чем лечить и как лечить», – ассказал министр.
По словам нашего собеседника, дальше поджиматься нельзя. По районам чиновники здравоохранения подошли к черте – больше ничего делать нельзя. Фельдшерско-акушерские пункты, вопреки слухам, не были ликвидированы.
«Меня обвиняют в их сокращении, но ни одного ФАПа за три года мы не закрыли. 808 ФАПов у нас было, 808 и осталось, еще один открылся дополнительно. 245 наших ФАПов не укомплектованы медицинскими работниками, но это не значит, что пункт разрушен. Эти ФАПы находятся в деревнях, где меньше 300 человек. Это деревни малые, но туда по графику из ЦРБ или участковой больницы приезжает раз в неделю врач или фельдшер, которая проводит процедуры, смотрит, выписывает, лечит. Туда ездят и педиатр, и терапевт», – пояснил министр здравоохранения.
Андрей Стороженко констатирует еще одну проблему – мало желающих работать на селе. Вопрос решается лишь отчасти с помощью организации домовых хозяйств на местах и обучения основам первой медицинской помощи сельчан. Таких хозяйств 459 по всем районам Омской области.
«Собрали людей, привезли макеты, муляжи и начали учить необходимым действиям: останавливать кровотечение, накладывать жгуты, лангеты, делать искусственное дыхание, мерить давление. Научили распознавать симптомы, чтобы вовремя успеть помочь. Скомпоновали сумки, дали сотовые телефоны, оплатили связь. Но зато обученный человек знает, как, например, при случае тяжелой травмы ноги наложить жгут, пока едет скорая помощь из ЦРБ», – рассказал Андрей Стороженко.
Одним из механизмов привлечения медицинских работников в отрасль являются дифференцированные меры социальной поддержки из всех видов бюджетов (федерального, областного, муниципального) с учетом востребованности специальностей.
Врачам, прибывшим или переехавшим на работу в сельскую местность, предоставляется единовременная компенсационная выплата в размере 1 млн рублей. В связи с этим приток врачей в районы Омской области возрос с 42 человек в 2010 году до 75 человек в 2015 году. С момента реализации программы данную выплату получили 303 врача, в 2015 году – 75.
Единовременные выплаты в размере от 20 до 50 тысяч рублей и ежемесячные выплаты в размере от 1 до 10 тысяч рублей молодым специалистам при трудоустройстве в зависимости от места работы и занимаемой должности в 2015 году назначены 602 медицинским работникам (235 врачам и 367 средним медицинским работникам) на общую сумму 40,96 млн рублей.
Обеспечены жилыми помещениями в 2015 году 84 врача и 21 специалист со средним медицинским образованием, работающие в государственных учреждениях здравоохранения, расположенных в сельской местности.
За счет средств муниципального бюджета в 2015 году меры социальной поддержки (дополнительные единовременные денежные выплаты, стипендии, обеспечение жильем) оказывались в 18 районах.
Прямая речь министра здравоохранения Омской области Андрея Стороженко:
«Я не говорю, что у нас все хорошо в медицине. У нас много проблем: у нас огромные очереди, у нас количество платных услуг зашкаливает, у нас «скорую помощь» люди ждут по 2-3 часа. Но мы начинали работать с 80 бригадами «скорой помощи», а сегодня у нас 94 бригады. Я всегда говорил, что нужно минимум 110 бригад, мы стараемся идти к этому.
По прошлому году нас было за что ругать – была зафиксирована повышенная смертность по дыханию. Ольга Голодец нам поставила задачу – решить эту проблему. На сегодняшний день мы показатели здорово снизили. Была проведена огромная работа: вакцинации, изменение маршрута потока пациентов в стационары, медикаментозное лечение и так далее.
Есть финансовые проблемы. Те люди, у которых возникают к нам претензии, – они в другой стране живут? Где нет этих проблем? Вы придите к моим докторам, скажите им спасибо за невероятный труд, поклонитесь в ноги. Да, они ошибаются, да, их ошибка стоит чьего-то здоровья, да, это страшно. Но я прошу – людей в грязи не валяйте до того, как вынесено решение. Виновников мы наказываем. Ошибки есть в каждой системе, но у нас они самые страшные, они стоят человеческой жизни, поэтому медики всегда под пристальным и зачастую незаслуженно негативным прицелом.
Что касается непосредственно оптимизации. В моем понимании – мы ее завершили. Можно тупо выполнять приказы, но нельзя перегибать палку, ведь мы всегда говорили о дозированной оптимизации. Пусть нас проверяет теперь кто угодно».