Вы когда-нибудь сидели на месте водителя экскаватора? Большинство ответит отрицательно. А я расскажу – каково это, быть водителем погрузчика и подобной техники.
Так как экскаватор – это не легковой автомобиль, имеющийся у каждого третьего, попробовать себя в управлении дорогостоящей спецтехникой оказалось возможным только в автошколе. Отмечу, что как таковой категории прав на машиниста экскаватора в России нет – после обучения выдается удостоверение, действующее вкупе с правами соответствующей категории, которая уже будет зависеть от мощности техники и ее типа, будь-то экскаватор колесный или гусеничный. Причем оказалось, что в Омске получить подобные навыки и удостоверение не так-то легко – инструкторы-экскаваторщики работают в большинстве как частники, но нашлась такая услуга и в автошколе «Вектор».
Ездить на крупногабаритной технике оказалось несложно, но пользоваться оборудованием и копать – совсем другое дело, ведь экскаватор включает множество рычагов и тонкостей в управлении ими. Органы управления экскаватором, как называют механизм сами экскаваторщики, порядком отличается от системы автомобиля. Они включают два рычага по управлению стрелой и ковшом, два джойстика ходовой части для управления машиной (вместо них может также присутствовать традиционное рулевое управление), рычаг блокировки гидравлики и колесо, прибавляющее или убавляющее скорость оборотов двигателя – аналог педали газа. Современные машины могут включать еще множество опций – регулировку скорости работы стрелы, ее длины и, соответственно, глубины копания, фиксацию стрелы, рукоять для поворота платформы с кабиной водителя и «лапы», поддерживающие равновесие техники при работе на одном месте.
Самым сложным оказалось найти алгоритм работы с рычагами, когда руки должны действовать как единая система – у меня система пока не едина, но я иду к этому. Рычаги управления самим экскаватором и ковшом уже не путаю, с так называемого «экскаваторского» ручника снимать машину тоже не забываю. На экскаваторе обучение проходит так же поэтапно, как и на автомобиле – сначала ковшом можно орудовать лишь по воздуху, впоследствии мне разрешили захватывать уже и землю. Это небольшой вес, но разница оказалась ощутима, ведь рычагами и стрелой надо управлять плавно, чтобы не сгрести вместо земли асфальт или не задеть ковшом строения и людей.
В целом работа экскаваторщика напоминает мне работу столяра, только вместо дерева вырезать надо по земле – траншеи, колодцы, котлованы. До этого еще далеко – управляю экскаватором пока медленно, но верно, постепенно привыкая к мощи машины.
Автошкола «Вектор»
Омск, ул. Маркса, д. 82
Тел.: 596-996, 45-26-08
vektor55.ru