Минувшая неделя отметилась чередой ярких событий, в том числе сенсационным арестом губернатора Кировской области и бывшего лидера «Союза правых сил» Никиты Белых. Чиновника задержали прямо в московском ресторане - на кадрах оперативной съёмки, обнародованных Следственным комитетом, видны пачки евро, разложенные по столу, и руки Белых, испачканные в специальной краске, которой метили купюры. По версии силовиков, обвиняемый получил 400 тысяч евро за потворствование коммерческим предприятиям в их деятельности и лоббировании интересов этих фирм.
Защита губернатора утверждает, что краска появилась от рукопожатия с человеком, который нес пакет, а средства якобы предназначались для спонсорской помощи региону, в том числе на строительство часовни. Арест Белых стал уже не первым в череде мер, которым подвергли первых лиц региона за последние месяцы – ранее в следственный изолятор отправились руководитель Сахалинской области Александр Хорошавин и глава Коми Вячеслав Гайзер.
Мнение экспертного совета «СуперОмска»: вряд ли в нынешнем аресте стоит видеть какие-то политические тенденции, о которых говорят те или иные обозреватели. Это достаточно частная история, связанная еще с делом «Кировлеса» и соратником Белых – оппозиционером Алексеем Навальным. Этих связей губернатору, как видно, не простили, при этом его коррупционное дело очень похоже по фактуре на «Кировлес», что косвенно подтверждает обвинения в адрес Навального. Сам по себе Белых мало кому нужен как политик, что он и сам понимал. Потому, возможно, начал брать взятки, чтобы отбыть за кордон, однако сделать этого аккуратно не сумел.
Своих кандидатов на выборы в Госдуму определили ключевые российские партии. Наиболее помпезно, само собой, проходил московский съезд «Единой России», который почтили своим присутствием Владимир Путин и Дмитрий Медведев. Довольно неожиданным для наблюдателей на федеральном уровне стало включение в списки первого замруководителя администрации президента Вячеслава Володина, что произвело определённую мини-сенсацию.
Что же до омских реалий, как и предсказывали инсайдеры «СуперОмска», по 140-му округу единороссы не стали ставить кандидата, отдав эту территорию коммунистам в числе тех, где партия решила «сыграть в поддавки» во имя сохранения политического многообразия. Победитель праймериз на этом округе Степан Бонковский, назвавший произошедшее «полной дикостью», сосредоточится на выборах в ЗС.
Таким образом, на этом округе 100%-ное прохождение в Думу обеспечено представителю КПРФ Олегу Смолину. Для двух других коммунистов - руководителя фракции в ЗС Андрея Алёхина и депутата ГД Олега Денисенко - кампания будет намного сложнее, им придется побороться за место в парламенте соответственно с единороссами Виктором Шрейдером и Андреем Голушко. Партийный же список КПРФ возглавил первый секретарь Омского обкома Александр Кравец.
Что касается омских кандидатов в партсписках ЕР на Госдуму, то в него вошли Герой России Дмитрий Перминов, бывший замначальника ГУВП Александр Фадеев и журналист Владимир Мутовкин. Неожиданным оказалось отсутствие Яны Романовой, которая на праймериз заняла второе место, опередив того же Фадеева, который попутно оказался замешанным в диссертационном скандале. Выдвижение «Единой России» на омское Заксобрание также сопровождалось «сюрпризами» – так, конференция не стала утверждать кандидатуры бизнесменов Владимира Гуселетова и Хабулды Шушубаева.
А в омском отделении ЛДПР и вовсе ситуация приобрела оттенок скандала – предприниматель Алексей Ромахин, обеспечивший серьезную ресурсную поддержку партии, ни в какие списки не вошел. По одномандатному округу № 139 партия утвердила депутата омского Заксобрания Алексея Клепикова, № 140 – депутата Исилькульского райсовета Кирилла Атаманиченко, № 141 – депутата омского горсовета Алексея Ложкина. Они же стали претендентами по региональным группам. Мимо партийной поддержки «пролетел» и действующий депутат ГД Ян Зелинский.
Сразу же после обнародования этого решения Ромахин покинул пост координатора омского отделения вместе с пресс-секретарем Тамарой Дубинец, исполняющим обязанности руководителя теперь является 26-летний депутат горсовета Алексей Берендеев. На финансовом состоянии местного ЛДПР это сказалось плачевным образом – партии приходится теперь искать более скромный офис вместо апартаментов в центре города.
Мнение экспертного совета «СуперОмска»: что касается Володина, то его Медведев, очевидно, задвигает, что может означать конец карьеры. Вероятно, что Володин может занять место Нарышкина, который отправится на повышение, но статус нынешней и будущей должности все равно будет несоизмерим.
В Омской области утверждение кандидатов сопровождалось циклом рокировок и уступок, и Бонковского за понимание общепартийных интересов поблагодарил сам Неверов. Ромахина же могло подвести излишнее усердие и масштабные затраты на кампанию, которые, по некоторым данным, оцениваются в сумму около 20 млн рублей, это больше, чем все остальные партии израсходовали на данный момент вместе взятые. Заявления, такие как о «прорыве красного пояса», консолидировали остальные партии против ЛДПР, свою роль мог сыграть и задвинутый в сторону Зелинский. К тому же, как известно, в партии только один лидер, и подобные амбиции Ромахина вряд ли могли понравиться и Жириновскому.
Гуселетов грамотно провёл кампанию на праймериз, использовав ресурс собственной управляющей компании в виде мобилизации старших по домам. Обыграть своего соперника, председателя профсоюза ОНПЗ Николая Донских помогло и недовольство нефтезаводчан тем, что Донских пожертвовал социальными гарантиями работникам в угоду директорату. Это значит, что у Гуселетова есть неплохие шансы победить на выборах и в качестве самовыдвиженца. Все это тесно завязано на возможный поствыборный уход директора ОНПЗ Белявского, а также на то, что вызов брошен фактически «Газпрому» и губернатору как ставленнику корпорации. Можно вспомнить и тот факт, что Назаров около двух лет назад утвердил прошение о помиловании предпринимателя Дениса Кузнецова, отбывавшего срок по обвинению в подготовке заказного убийства Гуселетова, своего бизнес-партнёра по компании «Арт-Мастер».
Что касается Перминова, Фадеева и Мутовкина, то первые двое использовали свои столичные контакты, журналист отыграл личную поддержку Путина. Проигрыш Романовой в том, что она далеко не Роднина и подобным потенциалом не обладает. Уход Попова, скорее всего, окончательный, он давно шел вниз, но теперь, видимо, уже не «выплывет», что в свою очередь ослабляет Артемова. Можно отметить проигрыш «полежаевских» в истории с Шушубаевым за счёт использования противниками фактора уголовного дела против кандидата.
Основным внешнеполитическим событием стало возобновление отношений между Россией и Турцией. Это стало возможным после того, как турецкий президент высказал сожаления в гибели российского истребителя осенью прошлого года и заявил, что намерений сбить самолет не было. Также Эрдоган пообещал любую инициативу «во имя облегчения боли и тяжести нанесённого ущерба» и подчеркнул, что в отношении гражданина Турции, имя которого ассоциируется со смертью российского пилота, начато и ведётся судебное расследование.
Результатом стало прекращение моратория на туристические поездки в Турцию, что обернулось валом россиян, желающих приобщиться к заветному all inclusive. По данным туроператоров, количество звонков от граждан, которые интересуются этим направлением, сейчас примерно в десять раз превышает количество предложений. Стоит отметить некоторую нелогичность отмены ограничений – ведь запрет вводился под предлогом безопасности россиян, а был снят буквально через пару дней после того, как в Стамбуле прогремел теракт с десятками жертв.
Мнение экспертного совета «СуперОмска»: логики в отмене запрета, действительно, искать не стоит. Причина извинений (а точнее выраженных сожалений, не стоит путать эти понятия) - усиливающаяся изоляция Турции. Характерно, что сожаления высказаны параллельно с попытками нормализации отношений Турции с Израилем, и их высоко оценил Обама. То есть уже всем понятно, что после решения Германии о признании геноцида армян Турция оказалась в слишком сложной ситуации, из которой ее пытаются вывести. Теракты добили репутацию Эрдогана, который много лет фактически создавал условия для существования ИГИЛ, в этом отношении встречный курс Путина - своевременный шаг, такой же, как высказанные ранее слова поддержки жертв теракта в США.
Вероятно, ведутся закрытые переговоры между США и Россией о нормализации отношений, которые зашли в тупик, и турецкий вопрос - часть сделки. Россияне при этом в той или иной мере все равно проникали на берега Турции - через Минск, Астану и другими «козьими тропами», но, конечно, лучше делать это все же официально, тогда и спрашивать за их безопасность можно уже с официальных властей принимающей страны. Тем более что реальной альтернативы по соотношению «цена-качество» так и не появилось.
Трагедия на карельском озере вполне логично закончилась отставкой детского омбудсмена Павла Астахова, которая буквально в эти часы была официально подтверждена в Кремле. Как заявил Дмитрий Песков, де-юре Астахов находится в отпуске, по возвращению из которого покинет свою должность. По данным СМИ, кадровое решение связано с претензиями, которые в последнее время возникли к омбудсмену, в том числе после его общения с пострадавшими на Сямозере детьми. Кроме того, он и до этого отмечался крайней неоднозначными высказываниями, например, когда комментировал нашумевшую чеченскую свадьбу между 17-летней девушкой и начальником РОВД (правда, затем извинившись за свои слова про «сморщенных в 27 лет женщин»). Взамен Астахову журналисты уже стали наперебой прочить сенатора от Омской области Елену Мизулину, которая избрала своей главной риторикой защиту интересов детей и семьи.
Мнение экспертного совета «СуперОмска»: Отставка Астахова давно напрашивалась, и даже удивительно, что он так долго продержался при таких вольностях в словах. Он занимал сверхвыжидательную позицию по модели «к пуговицам вопросов нет», все делал очень формально, а ситуация с защитой прав детей тем временем год от года только ухудшалась. Мизулина при своей неоднозначности существенно лучше подходит для такой работы, но не гарантированно, что на нее согласится. Возможно, ее выпроваживают тем самым из большой политики - сперва из Госдумы, которая подустала от постоянных запретительных инициатив, а теперь вот и из Совфеда. Стоит ожидать, что в случае назначения Елена Борисовна «поураганит» по губернаторам и мэрам и придумает пачку очередных сюрреалистических законов.
В свою последнюю сессию Дума наштамповала десятки новых законов, наиболее резонансными из которых стали вошедшие в «пакет Яровой». По новым правилам предъявляются жесткие требования об обязательном хранении всего трафика и записи разговоров абонентов. В ответ представители провайдеров связи заявили о многомиллиардных и даже триллионных затратах, которые потребуются, чтобы обеспечить соблюдение новых правил. Помимо этого был принят закон о запрете выращивания и разведения растений и животных, измененных методами генной инженерии, то есть попросту ГМО. Внимание общественности привлек и законопроект о профилактическом учете и надзоре за теми, кто нарушает «общепринятые нормы поведения и морали, права и законные интересы».
Мнение экспертного совета «СуперОмска»: В целом уходящая Дума «проштамповала» под занавес множество непопулярных законов, за которые с нее уже никто не спросит. По провайдерам уже очень давно спецслужбы добивалось подобных требований - сейчас мощностей для хранения информации явно недостаточно, поэтому введение таких норм было лишь вопросом времени.
По другим законам: чем более запутанные правила игры, тем легче бороться с инакомыслящими. Их уже невозможно подлавливать только на псевдоэкстремизме, поэтому нужны законы, под которые подстроиться невозможно. Единожды попав в оборот, затем такой человек будет под постоянным наблюдением, и это даст законное право его прослушивать, перлюстрировать, в общем, «профилактировать» непослушание.
По запрету генномодифицированной продукции: этот закон, скорее всего, лоббировали производители химических удобрений и сам Александр Ткачев (бывший губернатор Краснодарского края, где производится 20% всего российского зерна, это единственный регион, которому ГМО не нужны в силу климатических условий). Дело в том, что уже очень давно можно управляемо использовать генную инженерию, которая при российских условиях рискованного земледелия рано или поздно станет безальтернативной. Однако это приводит к убыткам для производителей пестицидов, чьи потери исчисляются миллиардами долларов. Уже давно во всем мире вопрос о том, нужны ли ГМО, не стоит, решается лишь вопрос их технологичности. Так, в Китае есть целая индустрия промышленного шпионажа – граждане Поднебесной под видом туристов ездят по полям американских фермеров и воруют новые виды ГМО, их ловит не просто полиция, а ЦРУ и ФБР с большим скандалом. На этом фоне российские страшилки об убийстве генокода являются достаточно хорошим примером общего обскурантизма и средневековых порядков. Так или иначе перекрестное опыление от ГМО все равно работает на наших посевных площадях, но им никто не управляет и ситуация только заходит в тупик.
Буквально на днях в Омске завершился V Международный театральный фестиваль «Академия». На протяжении вот уже 10 лет омичи встречают на родных подмостках лучшие театры страны и зарубежья. И всё бы ничего, но провести фестиваль в этот раз удалось с большим трудом. При этом Омск уже потерял конкурс Янкелевича, заслужив обиду маэстро Владимира Спивакова, был закрыт журналистский ежегодный конкурс «Омская культура – территория созидания», на последнем издыхании держится журнал «Омск театральный». Гремела на весь город весть о закрытии единственного в мире омского «Театра живописи», сопровождались народным возмущением кадры из Дворца культуры «Светоч». Любой желающий вдобавок может посмотреть, как на глазах рушится Музыкальный театр и Театр юного зрителя.
В культуру сейчас вкладываться немодно. Приверженцы искусства, затаив дыхание, ждут закона о меценатстве в надежде, что бизнес найдет для себя выгоду на театральных подмостках и в музейных кулуарах. Но, как говорил профессор Преображенский, разруха не в клозетах, а в головах. В театр стали меньше ходить. Омский регион хоть и не стал исключением, но гордо старается не допустить критического снижения потока зрителей, в чем заметно преуспевают некоторые театры нашего города. Приятным продолжением этой тенденции стала и «Академия». Несмотря на внушительные цены на билет в 3000 рублей, зритель шел, и не просто шел, а создавал традиционный аншлаг. А значит, омский поклонник сцены еще не в разрухе, а значит, есть к чему стремиться и ради чего трудиться.
Огромных трудов стоило провести в этом году такую мощную и объемную «Академию». По словам постоянного пиар-директора фестиваля Елены Мамонтовой, могло и не получиться. Сохранять пришлось всеобщими силами. В процентном соотношении бюджет «Академии» выглядит следующим образом: 30 процентов средства Минкульта России, 30 процентов – правительства Омской области, 30 процентов – попечителей фестиваля. И около 10 процентов – доходы от показов спектаклей. В окультуривание омичей и гостей из других регионов вложилось областное правительство, Министерство культуры РФ и меценаты-театралы.
К сожалению, по финансовым причинам до нас не добрались вильнюсский и Лос-Анджелесский театры. В этом году мы встретили только один зарубежный театр – «Читен» из Японии, а также ARTUR DUTKIEWICZ TRIO из Польши. В прошлый же раз нас радовали такие иностранные коллективы, как Государственный Вильнюсский Малый театр (Литва), Театр «Гешер» (Тель-Авив, Израиль) и Национальный театр Radu Stanca (Сибиу, Румыния).
Подарком для театралов стали гастроли театра кукол им. С. В. Образцова из столицы. Нам привезли «Необыкновенный концерт», который встретил на омской сцене свое 70-летие. Отдельной страницей фестиваля стал проект «Бэби Лаб». Это инновационный национальный проект Института театра по развитию нового для России жанра – «бэби театра», куда родители могут водить своих деток с их младенчества.
Особенность «Академии-2016» - обширная просветительская программа. Мастер-классы, лекции и семинары, проводимые профессионалами сферы театра от Москвы до США. Отклик среди омичей как раз демонстрирует нам, насколько человек жаждет прийти к прекрасному, к новому, к неизведанному – к лечебному театру. Как можно было в эпоху кризиса удержать на плаву столь мощный конгломерат искусства? Ответ кроется в упорстве заинтересованных людей. Пока у руля будут столь ярые подвижники искусства, как Елена Мамонтова, арт-директор «Академии» Ольга Никифорова, уникальные коллективы и жаждущие режиссеры, можно быть уверенными – этот «Титаник» не потонет.