К нам в редакцию обратились сотрудники театра, которые не собираются скрывать свои фамилии и требуют справедливости. Причин для их возмущения много, а корнем зла, по их словам, является «самоуправство» высшего руководства театра – художественного руководителя Владимира Золотаря и его заместителя, а по совместительству супруги, Екатерины Скобель. Подробнее о том, что творится в кулуарах театра юного зрителя, читайте в расследовании «СуперОмска».
По рассказам наших собеседников, в театре развернулась бурная деятельность по увольнению сотрудников. Увольнения, говорят актеры, продолжаются по сей день. Якобы происходит все просто: «Пиши заявление, не напишешь – уволим по статье», и люди вынуждены увольняться «по собственному желанию». Лишь некоторые находят силы и время обратиться в суд.
Так поступил и наш собеседник Роман Пожидаев.
«Я сюда пришел в конце января. У меня стаж и опыт работы в снабжении. Я пришел, и мне говорят: у нас нет завсклада, он сейчас болеет, и нас это не устраивает, и у нас нет начальника снабжения, нас не устраивает снабженец, который появляется здесь 1-2 раза в неделю, и у нас нет завхоза, ибо женщина собирается уходить. Я предложил им, что могу пойти на совмещение должностей по складу и снабжению. Через неделю мне звонит Скобель, что меня берут на испытательный срок на вакансию завхоза, потому что завскладом на больничном, и ее не уволить. На следующий день я общаюсь со старым завхозом, которая меня по-доброму предупреждает, что меня заменят через месяц. Она сдает мне дела, я их принимаю», - рассказал нам Роман.
Прежняя завхоз оказалась права, через две недели Романа вызвали в приемную и сообщили грустное известие, что в минкульте якобы было заседание с руководителями всех театров. На этой встрече, со слов администрации ТЮЗа, было объявлено: в связи с сокращением бюджета сокращаются и должности. А так как Роман Пожидаев находится на испытательном сроке, ему предложили написать заявление по собственному желанию. Сотрудник решил проверить информацию и позвонил в министерство, где, по его словам, разговаривал с Галиной Бедой. Спросил, есть ли сокращение, ему ответили, что никакого сокращения в помине нет. Было сказано, что сокращается бюджет и необходимо сократить дополнительные траты, а не увольнять сотрудников.
«После моего звонка меня вызывают опять. Встреча проходила уже с юристами Еленой Беловой и Ольгой Крафт, присутствовала и Екатерина Скобель. Мне сказали: «Вы же понимаете, что после этого мы обязаны с вами расстаться?». Я спросил причину. Мне сказали, что я обсуждаю решения руководителя на стороне. Я ответил, что звонил для себя и узнал, что на самом деле все не так. Они мне говорят опять – пишите заявление. Я отказался», - рассказал Роман.
Его уволили через месяц как не прошедшего испытательный срок. В течение этого месяца, по словам нашего собеседника, на него писались кляузы и жалобы, многие - задним числом. Но суд встал на сторону Романа - он был восстановлен в должности.
Сейчас, говорят наши собеседники, готовится очередное сокращение. Январем был сделан приказ о сокращении численности штата. 31 мая были уведомлены Роман Пожидаев и старший администратор. Сотрудников уведомили за два месяца.
Кстати, докладные на Романа Пожидаева писала руководитель отдела продаж Элеонора Сергиенко, что странно, так как она не является его непосредственным руководителем. Сотрудники ТЮЗа уверяют, что Сергиенко находится в «обойме» Золотаря - Скобель по чистке кадров.
На сайте Куйбышевского суда подробно описана ситуация бывшей заведующей отделом по учету и реализации билетов Светланы Степаненко, которая проработала в театре пять лет.
«Меня попросили уволиться, буквально за неделю написали на меня три докладных. В итоге уволили по статье за неисполнение трудовых обязанностей. Я подала в суд, выиграла и восстановилась на работе, проработала один день, в этот же день снова посыпались докладные записки, подсунули мне новые должностные инструкции, в которых были прописаны невыполнимые обязанности. Я уволилась по собственному желанию. Основным инициатором моего увольнения была Екатерина Скобель», - рассказала нам Светлана.
Согласно материалам суда, все написанные заместителем директора Скобель докладные более чем призрачны и тем более не являются основанием для увольнения Степаненко. К слову, последняя в иске потребовала и моральную компенсацию, с которой суд частично согласился.
«Я иск сразу подавала и на восстановление в должности, и на моральную компенсацию. Выплатили мне ее от театра, хотя, как говорил мой юрист, должен был ущерб выплачивать тот, кто подписал приказ – Владимир Золотарь, а не бюджет учреждения», - уточняет Светлана Степаненко.
По словам нашей собеседницы, вынуждают к увольнению всех без разбора. Судебное разбирательство или поход в трудовую инспекцию – единичные случаи, но они так или иначе срабатывают в пользу ущемленных работников. Остальные не хотят связываться с Екатериной Скобель.
«Человек что хочет, то и делает, будто это частная коммерческая организация, а не театр. Скобель может оскорбить людей, мы поэтому и уходили. Театр был как семья, а сейчас уже ничего не осталось…» - завершает диалог Светлана.
«На каждого работника в БУК «ТЮЗ» ведётся личное дело, но по непонятным причинам в личном деле Степаненко С. А. был обнаружен лишь один трудовой договор от 25.10.2010 года, по которому истец была принята с 25.10.2010 года по приказу № от 25.10.2010 года. Именно этот договор был предоставлен новым работником отдела кадров истцу», - написано на сайте суда.
Кстати, как нам рассказали инсайдеры, поняв, что Екатерина Скобель не сможет, так сказать, избавиться от заместителя художественного руководителя по экономике и финансам Мальцевой Т.Р., супруга Золотаря решила просто сократить ее должность. Следом была взята Керн О.В. на должность главного бухгалтера с практически такими же должностными обязанностями. Таким образом штатное расписание было изменено в самой середине сезона.
По словам наших собеседников, это один из методов по избавлению от неугодных работников. Человеку вменяется новая должностная инструкция с немыслимыми обязанностями, сотрудник ее подписывает, потом не может выполнить прописанное в документе, и по этой причине его увольняют.
У нас на руках имеются должностные инструкции старшего администратора – старого образца и написанные заместителем руководителя Екатериной Скобель. Обязанности для должности старшего администратора, придуманные этой дамой, мягко говоря, обескураживают.
С какой стати администратор должен следить за пожарной безопасностью, состоянием афиш на фасадах здания и контролировать работу вентиляции, освещения, отопления и санитарно-гигиенического оборудования, остается загадкой. Но не исключено, что, если обычные вандалы испортят афишу, к примеру, спектакля «1984», это могло бы стать поводом для увольнения сотрудницы, подпиши она эти инструкции. Но ставить свою подпись под документом она не стала. После этого, по ее словами, начался прессинг со стороны руководства.
По словам наших собеседников, изменение должностных инструкций коснулось не только старшего администратора, периодически это применяется и к другим сотрудниками.
Еще одна проблема – сотрудникам приходится отвечать за вещи, не находящиеся в их компетенции. К примеру, 1 марта Владимир Золотарь поручил снять квартиры для москвичек, приехавших участвовать в спектакле «Три толстяка», и договориться с риелторами об оплате по факту выселения. Но к дате выселения иногородней постановочной группы денег не дал. В течение месяца риелтору пришлось караулить на выходе из театра самого Золотаря.
«С ТЮЗом мы работали несколько лет, и в этот раз разместили девушек без предоплаты. Они жили около полутора месяцев. Первый платеж прошел через месяц. А второй платеж прошел, когда девушки уже уехали. Трубку Золотарь не брал. Я не только до него не мог дозвониться, я не мог дозвониться до юриста, который бумаги подписывал. Приезжал несколько раз, Золотаря не заставал. Внутрь меня не пускали, я не мог ни с кем поговорить. Потом мне удалось его поймать, он пообещал отдать. И через некоторое время вернул деньги. Ощущение, что, если бы я не настоял, меня бы просто кинули. Это был последний раз, когда я работал с театром», - рассказал владелец ИП Сергей Колошеев.
Королева сея подмостков – Екатерина Александровна Скобель
Собеседники утверждают, что с приходом в театр Екатерины Скобель была полностью разрушена и упразднена служба распространителей билетов, на сегодняшний день осталось всего несколько распространителей, которые буквально со слезами выбивают деньги из работодателей (к слову о посещаемости, которая упала на 30%, согласно отчету министерства культуры по Омской области). Мы не будем спорить, что посещаемость рухнула по всей стране, но сейчас театры используют все свои силы и резервы, чтобы удержаться на плаву. Однако в Омске самым отстающим стал именно ТЮЗ. Если еще полтора года назад он начал становиться открытой площадкой, то сегодня эта идея канула в лету. Судя по всему, Екатерина Скобель считает нерентабельным и отвергает все идеи по любому сотрудничеству – будь то творческий вечер, тусовки во внутреннем дворике или поддержка талантливых омичей. Таким образом, важнейший безбюджетный способ по привлечению зрителя оказался не использован. Хотя как раз в обязанностях заместителя руководителя максимально прорабатывать вопросы по наполняемости.
По словам артистов, в зале на 500 мест иногда сидят от 30 до 70 человек. По словам старшего администратора, Екатерина Скобель занимается людьми, а не театром. Наши собеседники жалуются, что супруга Золотаря мыслит как торговый работник и слишком далека от театра, который «губит своими руками».
Жалуются сотрудники и на беспрестанное унижение со стороны героини нашего повествования.
«Пришла Скобель – человек, который никогда не работал в культуре и не был руководителем… Она решила, что надо менять обязанности – снимем с этого, передадим другому. Я как кадровик встала на букву закона. Мне говорят сделать что-то, но Трудовой кодекс РФ никто не отменял. Как я могу снять с человека обязанности и возложить на другого без оснований? Тем более когда вменяется новый функционал, нужно предупреждать сотрудника за два месяца. Мы просто находились в состоянии взведенного курка, и я написала заявление на увольнение», - рассказала нам бывший начальник отдела кадров ТЮЗа Елена Андреева.
Себя Екатерина Скобель вряд ли обделяет благами руководящей должности. Напомним, она устроилась на работу к своему партнеру по жизни в апреле 2015 года. Уже в июле того же года Скобель вышла в ежегодный оплачиваемый отпуск на 28 дней. Это подтверждают и многочисленные фотографии, сделанные супругами за границей и в северной столице России.
Согласно ст. 122 ТК РФ право на использование отпуска за первый год работы возникает у работника по истечении шести месяцев его непрерывной работы у данного работодателя. По соглашению сторон оплачиваемый отпуск работнику может быть предоставлен и до истечения шести месяцев. Обычно на это нужна веская причина, но, видимо, отдых в Греции стал для пары Скобель - Золотарь этой самой веской причиной.
Самая щепетильная тема – деньги. По словам наших собеседников, сотрудникам театра, в том числе и актерам с марта 2016 года не выплатили основную часть заработной платы, а только аванс, который выделяется министерством культуры. Получают зарплату вовремя и в полном объеме только руководство театра и несколько приближенных к нему людей.
Есть у ТЮЗа еще один крупный долг – театр задолжал за нарушение авторских прав около миллиона рублей. Как нам пояснили в Сибирском филиале Российского авторского общества, с приходом Владимира Золотаря на пост руководителя ТЮЗа, театр практически перестал делать выплаты авторам. По словам начальника отдела по работе с театрами и правообладателями Сибирского филиала РАО Ольги Шкуриной, Золотарю не раз делались предупреждения и давались отсрочки. Мы поясняем, как происходит сотрудничество между учреждением культуры и РАО. Театр предоставляет справку о готовящейся премьере, где прописан весь авторский состав. Авторы дают свое разрешение, и театр каждый месяц в зависимости от продажи билетов выплачивает долю, согласно процентам, прописанным в договоре. Но Владимир Золотарь, как пришел на пост руководителя, не платит ни одному автору ни по одной постановке, сообщили нам в Сибирском филиале. Долги копятся как снежный ком. Кончился очередной театральный сезон, а Владимир Золотарь так ничего и не перечислил. РАО теперь обязано подать в суд. Последний срок выплаты был прописан 30 июня 2016 года, но Владимир Золотарь не перечислил авторам ни копейки.
В частности, речь идет о спектакле «Битвы по средам». Весной 2015 года состоялась премьера этой постановки, осуществленная приглашенным режиссером из Санкт-Петербурга Олегом Молитвиным. Молодому постановщику дали эту пьесу в рамках лаборатории молодой режиссуры, проводимой ТЮЗом. Молитвин спектакль поставил, а затем постановку срочно сняли, но долг, судя по всему, остался. К слову, в Сибирском филиале Российского авторского общества о снятии спектакля с репертуара даже не знали.
«В театре помимо административных и трудовых уместны также финансовые и санитарные нарушения. Начиная от банального, по мнению руководства, завышения сметных показателей, составления в угоду руководства бухгалтерской документации (начиная от неверно составленных расчетных листов по заработной плате, из которых непонятно, сколько денег не выплачено из-за отсутствия сальдо и фин. отчетности) и различных писем и договоров касаемо финансовой деятельности. Заканчивая напрямую нецелевым расходованием выделяемых бюджетных средств», - написали сотрудники театра в адрес прокуратуры Омска.
Наши собеседники напрямую указывают на подозрение в хищении со стороны Владимира Золотаря и его супруги. А тем временем идет набор новых артистов, включая иногородних мастеров, которым театр обещает обеспечивать полное проживание и зарплату не менее 20 тысяч рублей.
На момент написания материала также стало известно, что до сих пор не получили свою оплату музыканты омской филармонии, приглашенные для спектакля «Отелло». Источник из самого крупного учреждения культуры поведал нам, что с весны мастера-трубачи своих гонораров не видели. На момент публикации материала ситуация может измениться.
Финансовые проблемы, напряженная атмосфера и неисполнение некоторыми сотрудниками своих прямых обязанностей, безусловно, влияет и на самое главное – на творческую жизнь театра. Начнем с того, что так как Екатерина Золотарь, судя по всему, все свои силы тратит на выяснение отношений с работниками, а не на рекламу своего учреждения, последнее изрядно страдает. К примеру, спектакль «Три толстяка», на который было затрачен миллион рублей (что совсем немного для театра, но в условиях кризиса каждая копейка на счету), на который был приглашен актер из Омского академического театра Драмы Игорь Костин, а также иногородние режиссер Полина Стружкова и композитор Ольга Шайдуллина. Судя по составу «гостей» спектакль должен был стать событием. Однако зрители и СМИ постановку практически пропустили из-за отсутствия рекламы и пиар-кампании. Зал на премьере наполовину пустовал, а работа отличных специалистов была проделана практически впустую.
Другая история со спектаклем «Веревка» по пьесе Патрика Гамильтона. Здесь состав создателей ограничился до одного человека. Владимир Золотарь не только осуществил постановку камерного триллера, но и выполнил работу за художника по свету и за художника-постановщика. Это отличный выход из ситуации, когда денег в бюджете практически нет и платить приглашенным специалистам нечем. Но дело в том, что Владимир Золотарь заплатил себе за эту работу по трем договорам.
Например, за работу по свету, режиссер назначил себе гонорар всего на 15 тысяч меньше, чем получил в свое время оплату лауреат премии «Золотая маска» Денис Солнцев за работу в том же ТЮЗе. Омский зритель уже знаком с творчеством Солнцева, который светом буквально пишет атмосферу происходящего на сцене («Отелло», «Остров сокровищ»). Работа Владимира Золотаря заметно отличается от творчества прославленного мастера Солнцева. Опытные и неискушенные театралы, побывавшие на «Веревке» были удивлены сделанным наспех светом. Декорации не отличались какой-либо эффектностью – просто расставленная мебель, которая большей частью ранее находилась в кулуарах театра.
Возникают закономерные вопросы: если Владимир Золотарь не справился с постановкой света, и если на эту работу была определенная сумма, почему эти деньги не было решено отдать специалисту, чтобы он сделал все грамотно? И за что конкретно выписал себе гонорар режиссер при расстановке мебели по сцене?
Самая неприятная часть нашего расследования – комфорт и здоровье маленьких зрителей. Что касается санитарного и гигиенического состояния здания, то в туалетах для зрителей (детей) нет элементарных средств гигиены: мыла и туалетной бумаги, в летний период во время спектаклей, при отсутствии в театре буфета, дети должны пить воду в туалетной комнате. Руководством театра, с января 2016 г. не выделяется никаких финансов на покупку моющих и дезинфицирующих средств для уборки помещений в театре, как следствие, неудовлетворительное антисанитарное состояние. Из-за отсутствия ремонта ливневой канализации стены в нескольких участках покрыты плесенью и грибком. Об этом всем нам рассказал Роман Пожидаев, в чьей компетенции как раз следить за данными нарушениями.
«Нарушения, допускаемые руководством театра, юридической службой и начальником отдела кадров Копотилкиной Е.Л. влекут за собой негативные и необратимые последствия, как для сотрудников театра, так и для его посетителей», - считают ТЮЗовцы.
Кроме того, сотрудники переживают о проведении спектаклей на импровизированной камерной сцене. Дело в том, что часть постановок из текущего репертуара задумана для показа «в узком кругу». Таким образом, зрители и артисты находятся на маленьком пространстве на основной сцене театра. По словам работников театра – это опасно как с точки зрения пожарной безопасности, так и для самой конструкции крутящегося сценического круга. Кто был на таком спектакле помнит – пространство полностью закрыто занавесом и кулисами, об эвакуационных выходах можно забыть. А ведь в замкнутом пространстве дети.
Наша редакция предлагает правоохранителям проверить жалобы бывших и нынешних сотрудников омского Театра юного зрителя на давление со стороны администрации учреждения, в частности заместителя художественного руководителя Скобель Екатерины Александровны, оценить чистоту трудовых отношений между театром и его работниками с точки зрения закона, обратить внимание на возможные нарушения пожарной безопасности и санитарного состояния учреждения (влекущее угрозу для здоровья детей), и просит считать этот материал официальным обращением в прокуратуру Омской области.
Действующие сотрудники, пострадавшие от действий со стороны администрации Театра юного зрителя, могут обратиться к автору материала для его максимального дополнения.
Фото: официальная группа омского ТЮЗа, Евгений Ломов