- Павел Олегович, давайте начнём с того, что же такое высокотехнологичная медицинская помощь и чем она отличается от обычной?
- ВМП – это медицинская помощь с применением высоких технологий и дорогостоящего оборудования для лечения сложных заболеваний. Можно сказать, что методы лечения, которые используются здесь, – уникальные. А специалисты, которые привлекаются для оказания такой помощи, имеют высшую категорию и успешный опыт лечения пациентов с данной патологией. Это настоящие чудо-доктора, которых в нашем городе буквально единицы.
- Тогда второй вопрос, пожалуй, самый насущный: кто оплачивает лечение по ВМП?
- Сразу скажу, пациенты КМХЦ никаких денег не платят! На операции по квотам деньги выделяются из фонда Обязательного медицинского страхования, федерального и регионального бюджетов. Единственное, на что хочу обратить внимание, чтобы сократить сроки подготовки к операции и чтобы лечащему или оперирующему врачу было значительно легче разобраться в ситуации, пациенты должны прийти к нам уже обследованными. У них должны быть результаты флюорографии, качественный осмотр терапевта и другие анализы. Все эти обследования они могут пройти в медицинских учреждениях по месту жительства либо за свой счёт.
- В каких областях ВМП применяется у Вас в клинике, какие виды операций проводите?
- Квоты на операции КМХЦ выделяются по таким направлениям, как: торакальная хирургия, травматология и ортопедия. С этого года добавилась вертебрология и онкология, если речь идёт об опухолях позвоночника. Ещё одно новое направление для нас – высокотехнологичная медицинская помощь больным при сколиозе. Если говорить об операциях, то самые распространённые – это замена коленных и тазобедренных суставов. Это абсолютно удивительные и совершенные технологические устройства из титана, которые уже через 2-3 недели людьми воспринимаются как свои собственные. Только в КМХЦ проводят замену плечевых суставов, головки лучевой кисти, а также суставов и пальцев кисти. Наши хирурги проводят уникальные операции на поджелудочной железе и любые гинекологические операции без разрезов.
- Какие технологии и материалы Вы используете?
- Мы применяем только качественные отечественные и зарубежные импланты и расходные материалы, например, американские и немецкие. При остеосинтезе (сращивании) длинных трубчатых костей и при переломах используем интрамедуллярные стержни. Они скрепляют кость изнутри и позволяют вернуть пациентам подвижность. Также используем современные накостные пластины с угловой стабильностью винта. Этот метод – один из основных при лечении несрастающихся или плохосрастающихся переломов длинных трубчатых костей и, часто, единственно возможный при внутрисуставных переломах. При лечении ложных суставов и для артродеза (возвращение или увеличение опороспособности костных сочленений скелета) используем аппарат Илизарова. Конечно, как я уже говорил выше, такие операции невозможны без специализированного дорогостоящего оборудования.
- Например?
- Прежде всего – это силовое оборудование (специальные медицинские дрели и пилы), которое можно стерилизовать при температуре выше 130°С, современнейшая наркозно-дыхательная аппаратура, которая позволяет непрерывно контролировать состояние пациента, качественные рентгенпроницаемые операционные столы с возможностью сдвига столешницы. Они необходимы при операциях, которые выполняют вертебрологи. У нас есть высокоточное рентгенографическое оборудование – электронно-оптический преобразователь, который позволяет делать моментальные снимки непосредственно во время операции. Артроскопическая стойка используется для пластики передней крестообразной связки коленного сустава. Также при таких операциях врачи применяют аблятор – это интраоперационный лазер, которым хирург работает непосредственно внутри коленного сустава. С использованием эндоскопической стойки у нас производятся уникальные операции торакоскопии. Так, если раньше, чтобы проникнуть к органам грудной клетки, приходилось делать большой разрез, удалять рёбра, то теперь этого не требуется. Достаточно сделать небольшие проколы для специальной трубки, которая содержит систему линз, и на мониторе мы получаем качественное изображение внутренних органов с увеличением от 30 до 50 раз. Такая операция – малотравматичная, а значит, заживление идёт быстрее и пациент лучше восстанавливается после операции.
- В Клиническом медико-хирургическом центре действует кафедра травматологии и ортопедии Омской государственной медицинской академии, как это влияет на качество ВМП?
- Наличие кафедры в медицинском учреждении – всегда большой плюс. Здесь проводятся детальные разборы планируемых операций. Для молодых докторов это своеобразная учёба. Они смотрят, как работают их опытные наставники. А для опытных хирургов это возможность обсудить с коллегами все нюансы операции, тщательно обдумать план и найти оптимально выгодный для пациента метод лечения. Руководитель кафедры в КМХЦ – Леонид Борисович Резник, профессор, доктор медицинских наук, врач с почти тридцатилетним стажем работы.
- А как определяете, что нужна именно высокотехнологичная медицинская помощь?
- Как правило, если речь идёт об артрозах III стадии, больной автоматически получает право на оказание высокотехнологичной медпомощи. Главное отличие и достоинство КМХЦ – использование «коллективного разума» и опыта при принятии ответственных решений. То есть заключение о необходимости ВМП-операции принимает комиссия, в состав которой входят не только лечащий врач и заведующий отделением, но и сотрудники кафедр омской медакадемии, врач-анестезиолог. Представляет пациента комиссии лечащий врач. Он внимательно анализирует жалобы и состояние пациента, обобщает результаты рентгеновских снимков, ультразвукового исследования и анализов.
- Что нужно сделать, чтобы попасть к вам в КМХЦ?
- Пациенту нужно побывать в нашей консультативно-диагностической поликлинике. Записаться можно по интернету или по телефону, позвонив в регистратуру. В сложных клинических случаях пациенты обязательно получают консультацию завотделением, которые также ежедневно ведут приём.
- А вообще имеет ли пациент право выбора клиники?
- Конечно. Более того, жители нашего города и области имеют право получить ВМП и в других городах, например, в Новосибирске или Барнауле. В Омской области в прошлом году было выполнено около двух тысяч ВМП-операций на костно-мышечной системе. Из них – 1358 в КМХЦ. А это значит, что многие омичи предпочитают оперироваться у нас. Для некоторых операций требуются дорогостоящие металлоконструкции, а поскольку возможности бюджета небезграничные, порой нужно набраться терпения и подождать. Но ещё раз повторю, покупать ничего не нужно.