ИТОГИ НЕДЕЛИ: автотеракт в Ницце, неудачный турецкий переворот и кандидаты в омский парламент

Трагедия в Ницце

Минувшая неделя выдалась крайне напряжённой в международном масштабе. В четверг, 14 июля, вся Франция гуляла на национальном празднике Дня взятия Бастилии, но в Ницце это торжество закончилось кошмаром. 31-летний выходец из Туниса Мохаммед Булель въехал на грузовике в толпу людей на Английской набережной в Ницце. Погибли 84 человека, около 200 получили ранения, а самого террориста застрелили полицейские. 16 июля были задержаны четверо подозреваемых, предположительно входивших в круг близкого общения террориста. Ответственность за произошедшее взяло на себя «Исламское государство» (запрещенная в РФ организация).

Трагедия стала уже десятым по счёту терактом во Франции за минувшие полтора года. За это время случился и расстрел редакции Charlie Hebdo, и нападение в поезде Амстердам - Париж, и крупнейший в истории страны теракт, а точнее их серия, в Париже 13 ноября 2015, когда в результате атаки исламистов в парижских кафе, на концерте группы The Eagles of Death Metal и рядом со стадионом «Стад-де-Франс» погибли 130 человек, а более 350 получили ранения.

В числе погибших в Ницце оказалась одна россиянка, еще одна получила ранения и осталась жива. Среди жертв могла оказаться и супруга бывшего вице-губернатора Омской области Татьяна Синюгина, уже пережившая «Норд-Ост», однако судьба, слава Богу, отвела от нее беду.

Мнение экспертного совета «СуперОмска»: Несмотря на такое число терактов, французская полиция не напряглась. Выводы французы вообще делают крайне медленно и все время упорядочивают общую позицию. Об уровне эффективности местных спецслужб можно судить и по событиям с нашими и английскими болельщиками в Марселе.

В целом уже ясно, что Франция как светская страна с большим анклавом мигрантов становится одной из главных жертв исламистов – не только из-за слабости полиции и спецслужб, которые далеко не так плотно работают с американцами, как те же английские силовики, но и в силу огромного разброса мнений жителей самой Франции. Если Англия благоразумно выбирает безопасность даже ценой экономических потерь, то якобы растущая быстрее экономика Франции в целом усиливает и мотивацию мигрантов, среди которых всегда будет много экстремистски настроенных. В свою очередь пропасть в уровне жизни с коренными французами всегда будет «нагревать» идеологическую мотивацию.

Поэтому, к сожалению, в отличие от радикальных организаций прошлого века, вроде тех же «Красных Бригад», в данном случае даже разгром подполья и арест лидеров ничего не даст, так как террор организован по сетевому принципу, который имеет фактически бесконечный ресурс в самой Франции.

Можно заметить все тот же почерк, характерный уже для многих терактов: снова использован повод для массового скопления людей, при этом удар «приурочен» к торжественной дате, что тоже симптоматично – вспомнить даже произошедшие в России взрыв 9 мая 2004 года в Грозном и захват школы в Беслане 1 сентября. Подобные акции в такие даты паразитируют на большой информационной активности, ослабленном состоянии психологической самозащиты населения, создают «эффект преследования», когда люди в массе перестают чувствовать себя защищенными где-либо и как-либо, деморализуют общество.

В случае с Ниццей есть и «инновации» - теракт совершил смертник-одиночка, вооруженный не взрывчаткой, а просто захвативший грузовик и направивший его на толпу, то есть вирус террора в Европе «мутирует», ищет слабые места в защите общества. Вспомним, как 11 сентября весь мир был шокирован новым методом – самолетами, таранящими высотки и Пентагон. Значит, Европу могут ждать все более изощренные методы террора в духе «Пункта назначения» – падающие башенные краны, угоны поездов и составов метро, коммунальные катастрофы, не говоря уже об угрозе использования химического, бактериологического и даже ядерного арсенала. В отличие от государств, террористы никаких международных конвенций не подписывали, а ресурсов у них после «арабской весны» ощутимо прибавилось.

Что касается реакции России, то она может только вновь выразить соболезнования и предложить силовое взаимодействие. Но для надежного политического союза нужен как минимум общий интерес в экономике, и такие несчастья, к сожалению, один из факторов возвращения к прагматической повестке дня. Гибель же в Ницце россиянки показывает, что наша страна тоже страдает от террора не только на своей территории.

 

Предвыборные интриги

Основные и более мелкие партии на этой неделе сформировали списки кандидатов для выдвижения в Законодательное собрание на сентябрьских выборах. Полностью со списком можно ознакомиться здесь.

Конференция по выдвижению кандидатов в Заксобрание Омской области от КПРФ прошла в субботу, 9 июля. Первое и второе место в списке заняли депутаты Заксобрания Омской области Андрей Алехин и Николай Иванов. Третье место у редактора партийной газеты «Красный путь» Адама Погарского.

От «Единой России» «паровозом» стал губернатор Виктор Назаров. Вторым в тройке кандидатов в ЗС был включён депутат Госдумы Сергей Попов, а третьим - лидер омских единороссов Александр Артемов.

По итогам внутрипартийного голосования в омском ЛДПР первое место в общем списке, как и по всей стране, занял лидер партии Владимир Жириновский. На второй строчке расположился депутат омского горсовета Антон Берендеев, который сейчас исполняет обязанности координатора реготделения.

Не обошлось и без неожиданностей. Депутат Заксобрания Омской области Сергей Нос, ушедший из «Единой России», продолжил свою политическую карьеру под флагом КПРФ. Народный избранник пойдет одномандатником по 13-му Ленинско-Кировскому округу. В руководстве КПРФ объяснили такое решение давним сотрудничеством с перебежчиком. Ряды «партии власти» Нос покинул в июле 2015 года. На партконференции в омской ЛДПР к голосованию допустили не всех: так, без права голоса остался координатор Любинского отделения Юрий Домбровский. В разговоре с корреспондентом «СуперОмска» он пояснил, что в знак протеста покинул конференцию вместе с десятью соратниками. В «Единой России» из дальнейшей борьбы выбыл один из победителей праймериз, гендиректор «двенашки» Александр Малькевич.

Мнение экспертного совета «СуперОмска»: Если выдвижение Назарова «паровозом» было ожидаемо, то Малькевич стал жертвой многоходовки, в т. ч. его мог пытаться выдвинуть ОНПЗ как запасной вариант. Но после того, как председатель профсоюза нефтезавода Донских переиграл на фазе выдвижения Гуселетова, Малькевич в этой роли стал им не нужен. Что касается Носа, то его можно рассматривать как одного из кандидатов «полежаевского пула».

Стоит отметить возросшую активность в медиасреде: так, «Бизнес-курс» обрушился с обвинительной риторикой на «агрегатчика» Сергея Морева, для чего даже отодвинул один из выпусков спецпроекта «Бизнес-империй». «Деловой Омск» выпустил с Моревым интервью, ставшее центром номера с фотографией самого героя публикации на обложке, что можно объяснить сближением с «агрегатной» группировкой через связи владельца медиахолдинга, сенатора Андрея Голушко с Олегом Денисенко.

Кроме того, по некоторым данным, один из руководителей «Единой России» Сергей Неверов насторожен шансами Голушко на выборах: во-первых, партия имеет социологические исследования, в которых Голушко до сих пор смотрится бледно, во-вторых, единороссы напуганы активностью Денисенко на губернаторских выборах. О том, что Денисенко и Голушко - друзья, в центральном исполкоме ЕР либо не знают, либо знают слишком много. Одним словом, интрига есть и по округу Голушко, поэтому и появление Морева в его медиаактивах – традиционный для сенатора ход «окружения любовью» тактически нужного себе человека. Проблема в том, что Морев как раз не менее подкованный игрок в этой социальной инженерии, поэтому кто кого использует – вопрос открытый.

«Родина» и ЛДПР – как рыба, которую загоняют сетью, находятся в «давке» и в условиях усиливающегося дефицита ресурсов. Отсюда и все эти все более мелочные скандальчики – нервы у людей на пределе, не исключено, что скоро дойдет до совсем абсурдных акций и скандалов. При этом если у «Родины» все это вполне объяснимо, то ЛДПР страдает прежде всего от отсутствия лидеров и системы, да и организационный ресурс после ухода Ромахина тоже оставляет желать лучшего. Всё это на руку ЕР и КПРФ, которые на этом фоне выглядят более устойчивыми для затруднившихся с выбором и просто начинают идти уже наперегонки друг с другом.

 

Неудавшийся переворот

В минувшую пятницу вечером турецкие военные попытались захватить власть в стране, взяв под контроль Стамбул и Анкару. В эфире турецкого телевидения премьер-министр объявил, что в стране началась попытка переворота, блокирован аэропорт Ататюрка, мост через Босфор. Президент Эрдоган находился на отдыхе, но попытался вернуться в одну из столиц. Армия смогла взять под контроль гостелеканал TRT, ввести комендантский час и военное положение, пленив начальника Генштаба.

Эрдоган футуристически прорвался в эфир, обратившись к нации через социальный сервис Facetime, по-видимому, со своего самолета - призывы транслировались с минаретов турецких мечетей. Бои продолжились с применением авиации и танков, в итоге мятежники уже к утру субботы оказались разгромлены.

В результате столкновений погибли более 200 человек: 104 мятежника, 161 защитник действующей власти (в том числе полицейские), ранения получили 1440 человек. По всей стране начались многотысячные аресты и задержания тех, кто, по мнению действующей власти, мог быть причастен к мятежу, в том числе 2745 судей и 10 членов Высшего совета судей, 140 членов Конституционного и 48 членов Верховного судов, двое командующих родами войск и 2,5 тысячи военных.

Репрессии словно по заготовленному списку дали повод турецким СМИ предположить, что утром субботы силы Эрдогана должны были начать масштабную операцию по новой зачистке армии и массовые аресты высокопоставленных лиц. По одной из версий, нынешние события не являются реакцией на мятеж, а наоборот, мятеж был попыткой сорвать планы властей, чем и могут объясняться нескоординированные и сумбурные действия заговорщиков, которые ожидали, что к ним присоединится основная часть военных структур.

Мнение экспертного совета «СуперОмска: Вряд ли это провокация Эрдогана, хотя очень заманчиво сравнить ситуацию с методами записных диктаторов в стиле «Осени патриарха». Отметим, мятеж был спланирован в высших эшелонах ВВС, после попытки путча власти Турции официально обвинили в его организации находящегося в США под защитой диссидента Гюлена, а американцам запретили полеты со своей авиабазы, которую незадолго до этого вообще зондировали в качестве предложения для российских ВКС. Все это не оставляет сомнений в том, что имела место попытка очередного военного переворота в Турции, связанного с американскими спецслужбами.

Причин тут много – Вашингтон давно недоволен политическим курсом Эрдогана, а в последнее время у Турции проявились расхождения интересов и с союзниками по антиасадовскому альянсу – с саудитами и Катаром. Помимо прочего, сыграла свою роль и евроизоляция Турции, и вынужденное сближение Эрдогана с Путиным, что пробило серьезную брешь в выстраиваемом Обамой поясе международной изоляции России.

Был для путча и реальный повод для недовольства именно в ВВС - в теракте в аэропорту погибли 22 турецких летчика, он фактически был направлен против них как акт возмездия террористов, но расследование этой версии событий официальные власти спустили на тормозах, более того, «принося соболезнования» родственникам нашего погибшего пилота, Эрдоган фактически «сдал» свои ВВС, обвинив во всем пилота турецкого перехватчика, на которого завели дело и который стал в итоге одним из активных участников попытки госпереворота.

По большому счету, Эрдоган надолго решил проблему фронды в армии, но стратегически это обернется для него проблемами с НАТО. Для самой НАТО тут тоже ничего хорошего, поскольку Турция уже почти 60 лет имеет вторую по численности в альянсе армию и закрывает весь его южный фланг. Не исключено, что и дальнейшая десекуляризация Турции обернется для нее большими проблемами с террором, оттоком наиболее востребованной части населения. Фактически помимо диссидентов из страны все чаще уезжают все, кто просто хочет жить «по-европейски», это можно сравнить с миграций из Ирана после Исламской революции. В перспективе это тоже бьет по экономике государства. А дальнейшее закручивание режимом гаек для обеспечения самосохранения еще сильнее усилит его международную изоляцию.

 

«Под небом голубым…»

«Подвиги» руферов в Омске не так давно приобрели характер своеобразной эпидемии – покоряя высотные объекты один за другим, любители такого экстремального развлечения взобрались даже на башню Омского телецентра. Это дает повод порассуждать, насколько серьёзно у нас охраняются подобные важные точки, ведь в следующий раз проникнуть может не подросток, а террорист с бомбой. Кстати, для героя восхождения на телевышку все завершилось трехтысячным штрафом по статье за нарушение пропускного режима охраняемого объекта. Полицейские провели с парнем беседу и назвали его отрицательным примером – сейчас возбуждены еще два аналогичных дела на омичей, которые взобрались на тот же самый объект.

Мнение экспертного совета «СуперОмска»: Руферы во всем мире находят бреши в системе безопасности небоскребов, телебашен, египетских пирамид. Это никак не говорит о состоянии обеспечения безопасности этих объектов – они зачастую охраняются очень серьезно, но руферы изыскивают все новые способы обойти защиту. Феномен тоже вирусный, объясняется он просто – людям делать нечего, а мода подошла, плюс уже нет в мире непокоренных горных вершин, а непокоренные техногенные объекты будут возникать, то есть у явления большое будущее. О фактах использования этого дела для терактов неизвестно, поскольку взорвать здание вообще-то проще, подорвав опоры в подвале, чем верхушку. История в определенном смысле раздутая, но это не значит, что не надо делать выводов. Руферы часто гибнут, поэтому охранять их от самих себя – действительно стоит.

Перейти на полную версию сайта