Весьма двойные стандарты оказались у омских чиновников от культуры. На всю страну прогремел скандал с попыткой властей снять спектакль «Хоровод» Лицейского театра. Мол, аморальная готовится постановка, а мы должны учить детей прекрасному. У этой истории была бы всего одна сторона, если бы не одно «но» – в это же время силами тех же чиновников разрушается единственная в Омске балетная школа «Мир танца» под руководством ведущего солиста Омского государственного музыкального театра, заслуженного артиста России, лауреата премии губернатора Омской области за заслуги в развитии культуры и искусств – Сергея Флягина.
Как классический балет стал неугоден властям, как директором коллектива юных балерин поставили категоричного хореографа-шоумена и почему родители воспитанников «Мир танца» стоят горой за Сергея Флягина, читайте в расследовании «СуперОмска».
В 2017 году коллективу исполнится 15 лет. Он создавался как детско-юношеский, классический, академический. В нашем городе при обилии эстрадных шоу и ансамблей лёгкого жанра в настоящее время «Мир танца» – это единственный в своём роде коллектив, в котором работают выпускники детских школ искусств города Омска. В отсутствие хореографического училища это реальная возможность состояться в профессии талантливой молодёжи, которая хочет реализовать себя на танцевальном поприще и при этом остаться жить и работать в родном городе. Часто дальнейшую профессиональную карьеру участники коллектива строят в балетной труппе Омского государственного музыкального театра, что подтверждает высокое качество хореографической подготовки в БУК ДЮКХК «Мир танца».
На сегодняшний день весь мир говорит о возрождении балета как фундаментального вида искусства. И в этом плане Омск отстает, о чем говорил и министр культуры Омской области Виктор Лапухин. Нам не хватает не только кадров, но и должной пропаганды классического вида искусства. Ведь именно академизм воспитывает в наших детях чувство прекрасного, толерантность и тягу к культурному, интеллектуальному, нравственному развитию.
Не стоит думать, что «Мир танца» демонстрирует только балет. Коллектив имеет в репертуаре произведения таких танцевальных жанров и направлений, как народная хореография, современный эстрадный танец, джаз-модерн и другие. Но предпочтение, как мы уже говорили, отдается именно классике и ее профессиональному исполнению.
Сейчас в коллективе занимается 14 человек. У «Мира танца» два направления деятельности: концертная и преподавательская.
В течение каждого календарного года творческий коллектив даёт до 100 концертных выступлений, его мероприятия посещают десятки тысяч человек. С «Миром танца» работают также хореограф-постановщик Омского государственного музыкального театра Надежда Китаева, хореограф Марина Яцевич. Участники коллектива имеют возможность повысить свою профессиональную квалификацию и уровень исполнительского мастерства, участвуя в профессиональных фестивалях, смотрах и конкурсах, а также посещая отдельные мастер-классы у ведущих хореографов России и других стран: это педагог из США, Дмитрий Андрейчук из Хорватии, примы омского балета Анна Маркова, Татьяна Бирюкова, Галина Гужелева, Нина Маляренко.
У артистов балета множество наград, благодарностей, дипломов, почетных грамот и писем, в том числе от губернатора Омской области Виктора Назарова, регионального министерства культуры, организаторов фестивалей других городов.
В целом все выглядит позитивно. Но стоит внимательней посмотреть на реалии. В прошлом году коллективу было предоставлено помещение детской школы искусств № 12. Но выделенный зал хореографии не соответствовал условиям СанПина. Кроме того, юные ученицы могли им пользоваться только после 20:00, что абсолютно неприемлемо для юных девочек. В настоящее время коллектив занимается на кафедре хореографии Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского – договорённость с вузом о предоставлении данной репетиционной базы была достигнута Сергеем Флягиным.
Для своевременного обновления комплектов сценических костюмов у коллектива налажено сотрудничество со студентами и выпускниками кафедры «Дизайн костюма» Омского государственного института сервиса. Так, в 2014 году разработаны авторские эскизы костюмов для хореографических постановок академического и современного направлений.
На необорудованных сценических площадках в роли звукорежиссёра вынужденно выступает руководитель БУК ДЮКХК «Мир танца» Сергей Флягин – с использованием собственной аппаратуры, микрофонов и компьютерной техники.
И, на наш взгляд, один из самых вопиющих моментов для художественного руководителя – уход за костюмами и их хранение происходит дома у Сергея Флягина. А уход – это не просто стирка/сушка. Это крахмал, обработка, постоянный «ремонт» костюмов, подшив и так далее. Всем этим занимаются супруги Флягины – прославленный артист и его супруга – администратор «Мира танца» (ранее директор, была смещена с должности в 2012 году), а также костюмер коллектива.
«У нас нет своего помещения. Костюмы, архивные документы, документации, все хранится у нас дома», - комментирует Елена Флягина.
Все поменялось в минувшем июне, когда коллективу внезапно представили нового директора «Мира танца» - Дмитрия Маленова. Повнимательней посмотрим на биографию последнего.
Профильное образование – ОмГУ, факультет искусств, отделение хореографии - педагог, руководитель хореографического коллектива. Дмитрий Маленов является основным автором и постановщиком шоу-спектаклей «Однажды вечером», «Ночь в театре», «Всё это джаZZZ», «Перрон счастья».
С 2003 года Дмитрий организовывает и руководит шоу-балетом «Иллюзия» в ресторане «Гранд-Летур» - профессиональным коллективом. На данный момент в репертуаре шоу-балета 50 композиций, зарегистрированных в РАО. В сентябре 2010 года на базе ДИ «Сибиряк» организовывает Танцевальный проект «Малина», о котором уже наслышаны омичи.
Без сомнений, Дмитрий Маленов добился успеха и популярности в своей сфере. Но возникает закономерный вопрос – почему хореографа-шоумена ставят во главе коллектива, пропагандирующего чистое и академическое искусство. Номера коллектива «Малина» яркие, современные, участницы – с минимумом одежды и максимумом макияжа. Конечно, такие проекты нужны в каждом городе, ведь они полностью отвечают требованиям «хлеба и зрелищ», что всегда будет востребовано среди потребителя. Но имеют ли хореографические номера полуобнаженных танцовщиц что-то общее с балеринами в пачках? Департамент культуры решил, что имеют. Более того, назначением Маленова наши городские власти, по словам участников этой истории, решили разнообразить «скучный» балет.
«Они [власти] всегда высказывали претензии по поводу нашего упора на классику. Поэтому девочек ставили в основном на антураж – выйти красиво, цветочки подать. И это отношение к будущим балеринам… » - сетует Сергей Валерьевич Флягин.
Аудиозаписи разговоров имеются в распоряжении редакции.
По идее, директор любого учреждения культуры отвечает за АХЧ, а художественный руководитель – за репертуар и профессиональную подготовку коллектива. Будет странно, если, например, Мир Бывалин внезапно начнет давать творческие установки труппе Омского театра драмы. Но Маленов свои претензии уже обозначил.
Как нам рассказали сотрудники «Мира танца», новый директор недоволен академическим направлением в стезе коллектива. Иными словами, он полностью отрицает Устав, в котором это академическое направление и пропаганда национальных ценностей прописаны.
Дмитрий Маленов теперь требует, чтобы коллектив перешел на исполнение зрелищных номеров, приводя в пример строителей. Мол, поступает заказ на выступление перед представителями строительной сферы, и девочки должны дать что-то яркое, даже попсовое, чтобы «строителям было понятно». Кроме того, новый директор дал своим подчиненным настрой на внедрение таких направлений, как хип-хоп, и сокращение классического балета.
Свои требования Дмитрий Маленов аргументировал тем, что нынешнее положение вещей не востребовано, у людей (правда, неизвестно каких) возникают вопросы по поводу «скучности» академического репертуара.
И самое главное, как мы уже писали выше, «Мир танца» – это возможность для будущих балерин продолжать обучение в годы перерыва между школой искусств и получением высшего образования по классу хореографии. Соответственно в коллективе есть девочки совсем юного возраста, которые имеют шанс учиться у лучшего танцора балета нашего города. Но Дмитрию Маленову статус детско-юношеской труппы не нравится – он хочет видеть в коллективе не детей, а сложившихся артистов.
Судя по всему, Дмитрий Маленов нашел способ, так сказать, легализовать «Малину» с помощью бюджетных средств. И, видимо, департамент культуры пошел ему навстречу.
Кроме того, по словам сотрудников, Маленов пригласил и своего специалиста по кадрам из «Малины» - дама пришла один раз и больше не приходила, говорят в «Мире танца».
«Они хотят не воспитывать людей на академизме, а дать людям шоу. Из-за этого им нужны профессионалы с дипломами, а наших детей (воспитанниц) им нужно убрать», - считает Сергей Флягин.
К слову, помимо художественного руководства и преподавания Флягин последние четыре года исполнял функции и. о. директора учреждения. Жена Елена ему помогала.
«У нас все перевыполнено. Муниципальные задания мы перевыполняем, план по концертной деятельности тоже исполнен. Сколько раз мы обращались к Шалаку и его заместителю Демченко за помощью с помещением, оформлением, костюмами, но нас постоянно игнорировали, и мы справлялись сами. Как можно что-то требовать с коллектива, ничего ему не дав?» - вопрошает Елена Флягина.
Елена Флягина написала обращение прокурору Центрального округа города Омска М. Н. Попову. В частности, в ее заявлении указано, что:
- кандидатура нового директора не обсуждалась с коллективом БУК г. Омска «ДЮКХК «Мир танца» и с и. о. директора БУК г. Омска «ДЮКХК «Мир танца» С. В. Флягиным, который остаётся художественным руководителем коллектива.
- и. о. директора С. В. Флягин не был поставлен в известность о назначении Д. А. Малёнова вплоть до самой даты назначения, также С. В. Флягин до сих пор не ознакомлен с приказом о расторжении договора с ним как и. о. директора БУК г. Омска.
- до сих пор не было получено распоряжение от директора департамента культуры администрации города Омска В. В. Шалака о передаче дел новому руководителю БУК г. Омска «ДЮКХК «Мир танца», процедура передачи дел не проведена, а отдельные документы коллектива и материальные ценности (сценические костюмы) по мере необходимости испрашиваются у художественного руководителя и администратора БУК г. Омска «ДЮКХК «Мир танца» по телефонному звонку в любое время, включая нерабочее.
- уволившиеся из-за перестановок в руководстве в июне 2016 года сотрудники коллектива не получили расчёт в сроки, установленные законодательством, кроме вновь назначенного директора. Отпускные также не выплачиваются.
Можно предположить, во что превратится «Мир танца» при внедрении в него современных реалий. К слову, «Мир танца» не получает от департамента средств на костюмы, обувь, грим, декорации, свет – средства на постановки идут с внебюджетных заработков. Легко представить, насколько Флягиным сложно вытягивать коллектив на собственном горбу, учитывая быструю уничтожаемость оформления.
Зато девочки выступают на праздниках и общественных мероприятиях.
«Малина» выступает не менее успешно, и не совсем ясно – зачем ее устои внедрять в уже сложившийся академический коллектив? Для сравнения – кадры с выступлений «Малины».
Остается только гадать, зачем депкульту и его руководителям понадобилось разрушать систему преподавания в уникальном коллективе и разбавлять его этакими инновациями.
В текущей эпохе очень сложно оставить на плаву нравственные ценности, поддерживаемые лучшими творцами в своем деле. Напомним, 31 декабря 2015 года Владимир Путин утвердил обновленную Стратегию национальной безопасности нашей страны. В документе немало внимания уделено тому, что сохранение традиционных духовно-нравственных ценностей – одна из важнейших стратегических целей.
В указе сделан акцент на повышение роли школы в воспитании молодежи как ответственных граждан России на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, а также в профилактике экстремизма и радикальной идеологии.
Почему после этого омские чиновники стараются убрать воспитание в виде классического балета под Петра Чайковского и заменить его на шоу под лидеров чартов радио «Европа плюс»? Почему попрекается руководство заслуженного артиста РФ и просветителя в академическом искусстве? Почему у детей отбирают возможность познавать традиционное искусство и воплощать мечты на сцене и в балетной пачке?
«СуперОмск» будет следить за развитием событий.