До недавних пор Омская область не могла похвастаться высоким уровнем развития рыбохозяйственной сферы. Объемы добычи и выращивания рыбы по сравнению с соседними регионами оставляли желать лучшего. Однако в последние годы ситуация начала выправляться – отрасль показывает уверенный рост. В Омске появился единственный за Уралом завод по выращиванию ценных видов рыб. Выделяются участки для ведения рыболовства и рыбоводства, растут объемы освоения водных биоресурсов.
Одним из флагманов роста является ООО «К-Ником», которое специализируется на производстве рыбопосадочного материала (личинок) и кормов для рыб. Как из водных рачков получить высококачественные корма, востребованные за рубежом? Удается ли предприятию сдерживать натиск охотников за легкой наживой - браконьеров? Как промысел влияет на экологию озера Эбейты? Эти и другие вопросы мы обсудили с заместителем директора ООО «К-Ником» Сергеем Ефакиным.
Сергей Владимирович, Ваше предприятие занимается довольно специфическим производством. Расскажите подробнее о деятельности и продуктах компании.
Как Вы правильно заметили, наше производство в масштабах Омской области уникально. Нам удалось объединить в единый цикл всю рыбохозяйственную линейку продукции – корма, личинки рыб и товарную рыбу. При этом каждая из этих позиций используется как внутри предприятия, так и реализуется на рынке, за счет чего достигается некий синергетический эффект.
Корма производятся из водных беспозвоночных – рачков гаммарус и артемия. В пользовании предприятия находится 15 озер - промысловых участков для добычи рачков, из которых 13 – пресноводные и два – соленые. Полный производственный цикл позволяет нам контролировать весь процесс – условно говоря, «от озера до прилавка», в результате чего мы получаем корма экспортного качества, востребованные и в России, и за ее пределами.
Первые шаги в рыбоводстве мы начали делать 3 года назад, и за этот период отработали технологии инкубации икры и подращивания личинок пеляди на собственных кормах. В этом году мы получили в долгосрочное пользование участок под аквакультуру, провели зарыбление и надеемся уже этой осенью получить товарную рыбу.
В каких сферах используется продукция Вашего предприятия?
Гаммарус – это корм для аквариумных рыб и декоративных птиц, а из цист артемии после длительной переработки получаем живые стартовые корма. Стартовые – потому что они используются для кормления личинок рыб и креветок в первые дни их жизни. Живые – потому что на рыбоводном заводе или ферме из цист инкубируют живого рачка, который и идет в корм рыбе.
Сейчас в России активно развивается импортозамещение – продукция зарубежных производителей постепенно вытесняется отечественной. Удается ли Вашему предприятию поддерживать этот тренд?
Корма, которые мы производим, представляют очень узкий сегмент российского рынка. Объем внутреннего спроса ограничен уровнем развития рыбоводства в стране. На сегодняшний день ООО «К-Ником» и другие российские производители полностью обеспечивают наших рыбоводов живыми стартовыми кормами.
В связи с недостаточным внутренним спросом, основная доля кормов экспортируется. Гаммарусвостребован в странах Евросоюза – наши потребители находятся в Италии, Германии, Испании и даже в Чили. Живые стартовые корма в больших количествах используются в странах Юго-Восточной Азии – от Китая до Индии. Здесь ежегодно выращиваются миллионы тонн креветок, а это основные потребители живых кормов.
У местных жителей возникает много вопросов в связи с тем, что ООО «К-Ником» занимается на озере Эбейты промышленным рыболовством – добывает цисты артемии. Расскажите, на каких основаниях Ваше предприятие ведет эту деятельность?
В 2010 году состоялся открытый конкурс по озеру Эбейты, по результатам которого ООО «К-Ником» получило право пользования этим промысловым участком на 15 лет, заключив соответствующий долгосрочный договор с региональным минприроды.
Ежегодно на озере проводятся исследования научной организацией Росрыболовства, определяются безопасные объемы добычи биоресурса, и эти объемы фиксируются еще одним договором. Имея на руках два договора – долгосрочный и ежегодный – мы получаем разрешение на добычу, которое оформляется отделом рыбоохраны в Омской области.
Не получится ли так, что пользователь за 15 лет изымет из озера Эбейты всех рачков, и в результате область навсегда потеряет этот ценный ресурс?
Вы знаете, артемияне случайно является ровесником динозавров. Этот рачок обладает удивительной живучестью. В 1970-е годы в Америке обнаружили цисты артемии возрастом около 10 тысяч лет, и после инкубации из этих цист выклюнулись рачки!
Биология вида такова, что от рождения до отмирания рачка проходит всего 50-60 дней. Первое поколение артемии появляется в озере весной с приходом талых вод. За лето может смениться 2-3 поколения. К осени взрослый рачок полностью отмирает, и популяция переживает зиму в виде цист - то есть находящихся в диапаузе яиц. Следующей весной цикл повторяется заново.
Полностью уничтожить популяцию невозможно, даже если задаться такой целью. Во-первых, как я уже сказал, популяция артемии ежегодно возобновляет сама себя. Во-вторых, она размножается в геометрической прогрессии – каждая самка дает от 20 до сотни яиц за один помет! В-третьих, промысел ведется только с берега или в прибойной полосе, а на дне озера и в толще воды всегда есть цисты, которые нельзя изъять. И, конечно, государство с помощью подведомственных научных учреждений Росрыболовства ежегодноопределяет запасы цист, устанавливает лимиты их добычи и контролирует процесс вылова, что само по себе дает гарантию безопасности промысла.
Хорошо, а как добыча цист влияет на экосистему озера в целом? Ведь Эбейты – это природный заказник, который находится под защитой государства.
Мы не используем в водоохранной зоне водоема какую-либо технику. Добыча ведется вручную самыми обычными инструментами – сачки, скребки и тому подобные. Можно с уверенностью заявить, что после сезона добычи озеро Эбейты остается в естественном природном состоянии.
Более того, наше предприятие убирает береговую территорию и за собой, и за туристами. И даже за браконьерами, которые оставляют после себя пустые мешки, инструменты и другой мусор.
Вы очень кстати упомянули браконьеров, по которым тоже много вопросов. В прошлом году благодаря браконьерам озеро Эбейты было в центре внимания омских СМИ. Как я понимаю, обстановка на озере достаточно напряженная, местные жители массово выходят на берег за «легкой наживой». Какой ущерб они наносят своей незаконной деятельностью, и что компания-пользователь предпринимает для борьбы с этим злом?
Вы правы, в прошлом году на озере случилась настоящая «золотая лихорадка», хотя до этого было все спокойно. К сожалению, в регионе появились посредники, которые подталкивают местных жителей к незаконному промыслу. В итоге основная прибыль достается таким посредникам-скупщикам, а простые жители, которые идут на берег не от хорошей жизни, рискуют попасть под уголовную ответственность. Озеро Эбейты, как Вы верно отметили, это государственный заказник, а на таких территориях браконьерство – это уголовное преступление с серьезным наказанием, от крупного штрафа до лишения свободы.
Бытует мнение, что браконьеры воруют сырье у нашего предприятия. Это не совсем так. Водные биоресурсы, пока они не добыты пользователем, находятся в федеральной собственности, и поэтому основной груз ответственности за их охрану от браконьеров ложится на государство. При этом наше предприятие принимает деятельное участие в охране. В прошлом и этом году за наш счет на озере Эбейтыработают профессиональные охранники, обеспеченные необходимым транспортом и спецсредствами. Мы круглосуточно патрулируем водоем и сообщаем уполномоченным органам обо всех попытках браконьерства, где можем – пресекаем сами. Проблема в том, что браконьерство носит именно массовый характер, и для борьбы с ним нужны серьезные совместные усилия бизнеса и государства.
Браконьеры наносят государству и обществузначительный экономический ущерб. Грубо говоря, они «отбирают» у жителей официальные рабочие места, которые могли быть созданы на промысле. С браконьерской продукции не уплачиваются налоги. Экология тоже страдает, ведь браконьеры заезжают на автомобилях прямо в водоохранную зону и оставляют после себя очень много мусора.
Сергей Владимирович, последний вопрос. Что область получает от деятельности Вашего предприятия?
Мы создаем рабочие места, платим достойную зарплату. Что немаловажно, в основном это рабочие места в сельской местности. За прошлый год мы обеспечили сезонной работой свыше 130человек в четырех муниципальных районах.
ООО «К-Ником» несет достаточно серьезную налоговую нагрузку для малого предприятия. За прошлый год мы выплатили порядка 9 млн рублей налогов в бюджеты всех уровней. Свыше 2 млн рублей за последние полтора года было выделено на благотворительность, поддержку социальной сферы, в первую очередь в тех районах, где компания ведет деятельность. Социальная ответственность – это для нас не просто слова, а образ мышления. Убежден, что местные жители должны получать свою часть «природной ренты» в виде вложений в инфраструктуру и социальную сферу.