Омичка, потерявшая квартиру, машину, АЗС из-за банка, получила около 40 отказов в возбуждении уголовного дела

В Центральном райсуде Омска приступили к рассмотрению обращения Ирины Панфиловой, предпринимательницы из Омского района, которая в течение последних лет потеряла крупные активы. На первый взгляд, причина ее неудач проста – неумение рассчитываться по кредитам. Если бы не некоторые детали в ее сложной кредитной истории.

Ирина Панфилова начала кредитоваться в банке «СИБЭС» в 1998 году. Тогда она развивала кафе. В начале 2006 года в распоряжении Панфиловой был недостроенный автозаправочный комплекс в Омском районе: готовность составляла 79%. Женщина снова обратилась за кредитом, чтобы достроить площадку и нормально развить бизнес. Кредитную линию оформляли на индивидуального предпринимателя Ирину Панфилову. Затем она выкупила землю и ввела объект в эксплуатацию.

«В 2009 году, когда оставалось 7 месяцев до конца кредитной линии, начальник кредитного отдела Лиана Воропанова вызвала меня, - вспоминает Ирина Панфилова  – Она сказала, что нужно открыть кредитную линию на ООО «Сибирь-Ойл», где я была единственным учредителем».

Судя по обращениям Панфиловой в УМВД, формально банк зачислил 3,7 миллиона рублей на счет «Сибирь-Ойл» и по указанию Воропановой они ушли новосибирской фирме «Сибкомплект» (эту фирму называла она). Якобы деньги ушли на покупку 6 железнодорожных цистерн дизельного топлива. «Сибкомплект» перекинул деньги на счет ИП – остаток долга оказался закрыт.

«Через 2 дня Воропанова вынудила подписать договор поручительства на 1,5 миллиона рублей, сказав, что мне же нужно работать дальше и следует помочь банку, - говорит Панфилова. – Формально кредит был выдан мне под 10% годовых. Где взять такую низкую ставку простому смертному? По факту Воропанова взяла деньги себе и купила машину. Подписи, якобы принадлежащие мне, на приходных и кассовых ордерах по факту оказались подделаны. Переоценку недвижимости с учетом ввода ее в эксплуатацию не сделали. Денег у ООО «Сибирь-Ойл» нет. Зато предельный срок гашения кредита мне поставили год. Имущество ценой в 15 миллионов рублей (согласно трем экспертным оценкам) было заложено у них».

Панфилова обратилась к зампредседателя банка и объяснила ситуацию. Ей сказали: у банка свои проблемы – у нее свои. Ирина Панфилова подала в суд на «СИБЭС», требуя взыскать убытки. Следом банк подал свой иск. Суд по делу «Сибирь-Ойл» был скорым. Эксперты Панфиловой по-прежнему оценивали активы в сумму около 15 миллионов рублей. Компания «ОМЭКС», привлеченная как независимый эксперт, оценила их приблизительно в 2 раза дешевле. Примечательно, что «ОМЭКС» входит в «Ассоциацию российских банков». В нее же входит «Омский банковский союз», участник которого и «СИБЭС».

«Нашего эксперта не вызвали и отказали в судебной экспертизе, - говорит Ирина Панфилова. – Нашу экспертизу признали фальсифицированной, не вызвав специалиста. В 2013 году, осенью, нам на счет поступили деньги по договору, но «СИБЭС» снял их в пользу гашения кредита, который ООО «Сибирь-Ойл» не получало. Мы вообще остались на нуле. За 7 лет у меня не было ни одной  просрочки платежа. Банк «СИБЭС» лишил меня возможности платить в другие банки , где тоже не было просрочек, сняв все деньги со счета».

Арбитражный суд решил взыскать деньги, обратить в счет гашения долга автозаправочный комплекс на взыскание. Пока это сделать не удалось, и у Панфиловой есть возможность продолжать бизнес, рассчитываясь по долгам.

Параллельно с судами женщина обратилась и в правоохранительные органы. Правда, проверку по ее обращению ведут уже около 4 (!) лет.

«Было вынесено около 40 отказов в возбуждении уголовного дела», - говорит Максим Крейс, юрист Ирины Панфиловой.

По оценкам наблюдателей, того, что происходит в отделе полиции № 10, нет больше ни в одном другом омском райотделе УМВД. Как считают Крейс и Панфилова, на лицо состав 201-й статьи уголовного кодекса. Иными словами, Воропанова допустила злоупотребление полномочиями. Полиция проводит проверки, не видит состава преступления, отписывает отказы, которые прокуратура отменяет. На текущий момент ситуация такова, что многие документы за давностью лет уничтожены. Следователи ОП-10 изымать их не стали – в 2013 году документация в архивах «СИБЭС» еще находилась. Сыщики сделали запрос в Новосибирск по поводу «Сибкомплект» - местная полиция им не ответила, и омская сторона на том успокоилась.

«Разве нельзя было позвонить хотя бы?» - спрашивала на заседании судья Центрального райсуда Инна Ермолаева у нынешнего следователя по делу Валерия Лазаренко.

Для приобщения требуемых документов к делу слушание по жалобе на бездействие следователя отложили. Как считает Максим Крейс, выигранный процесс против ОП-10, возможно, не приведет к уголовному делу. Однако Панфилова получит шанс взыскать убытки по бизнесу, которые она понесла из-за «волокиты конкретных должностных лиц». В течение последних лет женщина потеряла квартиру, полученную под ипотеку, де-юре лишилась автозаправочного комплекса, и ей пришлось продать за бесценок машину.

Перейти на полную версию сайта