ИТОГИ НЕДЕЛИ: результаты выборов, Министерство госбезопасности и выход из тени омского вице-губернатора

Результаты выборов в целом и в частности

18 сентября по всей стране прошел единый день голосования. Россияне выбирали Госдуму, депутатов законодательных органов различных уровней и местную власть. Омичи, помимо думцев, определили новый состав Законодательного собрания Омской области.

Выборы в федеральном масштабе завершились мощным успехом «Единой России». Партия власти получила 140 мест по партспискам и выиграла 203 одномандатных округа из 225. Таким образом, в новом созыве у единороссов 343 места, это конституционное большинство, позволяющее менять основной Закон страны. Второе место традиционно у КПРФ, при этом внезапно пережившая ренессанс ЛДПР отстала от них совсем немного, на 0,2%. В сумме у тех и других будет 42 и 39 депутатов соответственно. Еще 23 кресла займет «Справедливая Россия», остальные партии парламентский 5%-ный барьер преодолеть не смогли. Впрочем, «Родина» и «Гражданская платформа» сумели провести по одному своему кандидату на одномандатных округах.

В омском Заксобрании у ЕР также будет более двух третей – 31 мандат из 44, из них 20 принесли одномандатники, уступившие всего 2 округа из 22. Коммунисты будут представлены 7 депутатами вместо 10 в прошлом созыве. «Красные» традиционно имели перевес в городе, однако, даже побеждая на тех или иных округах по спискам, одномандатников довести до победы не сумели. Четыре места получила ЛДПР, два – СР, еще два займут самовыдвиженцы.

Выборы в Госдуму по одномандатным округам, как и предполагалось, выиграли Шрейдер, Голушко и Смолин, по спискам пройдут коммунист Кравец и единоросс Перминов.

Комментарий экспертного совета «СуперОмска»:

• Общие итоги выборов по Омской области

Итоги для ЕР оказались в Омской области сокрушительными: второе место с конца. Причин несколько, но главные – негативная экономическая динамика, стремительное обезлюдение села и отсутствие какой-либо работы по обновлению в самом региональном отделении ЕР.

Были и тактические поводы – уступка региона в качестве жертвы для повышения прохождения объединенного списка в пользу Новосибирской области, «торговля» округами внутри региона вместо реальной политической борьбы, отсутствие знаковых партийных проектов у регионального отделения, вместо которых вновь и вновь использовались устарелые технологии вроде врачебных десантов. Характерно, что обсуждение онлайн- и сетевых проектов со стороны Александра Артемова свелось к, например, высмеиванию покемонов. Но все эти поводы являются не более чем следствием перечисленных причин.

Итог понятен – околополежаевские элиты сохранили контроль над Заксобранием и половину контроля над думскими представителями региона. Это значит, что и дальше любые попытки социально-политических, не говоря уже об экономических реформах, экс-губернатор и его окружение, используя статус серых кардиналов, будут полностью блокировать. Можно будет говорить о невозможности институциональных изменений в Омской области, усилению депрессивного характера ее развития, дальнейшему вымиранию села и других групп поддержки все той же ЕР. Рано или поздно это грозит закончиться системным социально-политическим срывом в развитии региона, который преодолеть стандартными методами политического управления будет уже невозможно.

Но все эти последствия ожидают регион через несколько лет. Пока же, как и в случае с итогами прошлогодних губернаторских выборов, окружение главы региона будет подавать тотальный провал в качестве достижения очередной вершины. Возможно, новое руководство федерального политического блока использует в регионе прямое ручное управление и сменит административную верхушку. Но, если ему будет отдан выбор кандидатуры назначаемого нового мэра города, не исключено, что даже этого не произойдет.

Если говорить о деталях, можно отметить разгромную победу Голушко над Денисенко. Причина очень проста: Денисенко не вел никакой реальной работы с населением и имитировал всю кампанию, с одной стороны, будучи другом Голушко и, скорее всего, его бизнес-партнером, а с другой – рассчитывая все методы пиара под федеральный резонанс, а не под интересы целевой группы. В итоге простая и надежная, как молоток, пропаганда Голушко, помноженная на административный ресурс, да еще и по труднодоступным для КПРФ северным районам, дала совершенно ожидаемый результат.

Достойна внимания и ситуация, когда коммунисты, выигрывая округа по спискам в Омске, уступали ЕР одномандатников, причем в некоторых случаях – лидируя в ходе подсчёта голосов до самого утра. Ответ кроется в том, что у КПРФ нет и не было по городу ярких одномандатников, как и на выборах мэра и губернатора, когда выставляли Жаркова и Денисенко. КПРФ явно не рискует после Маевского доверять персоналиям. Тогда, в 2003 году внезапно воспылавший за несколько лет до выборов к марксистской доктрине алтайский промышленник-связист Маевский прошел через горнило скандалов на предмет получения депутатского кресла за пополнение партийной кассы. После он попытался противостоять Леониду Полежаеву на выборах и провалился, несмотря на удачные стартовые позиции партии в регионе.

Возможно, это политическая стилистика Кравца, но ведь такая установка идет и на федеральном уровне, и на уровне других крупнейших регионов. Установка эта пагубна и ведет к сужению коммунистического электората, особенно в условиях возвращения института одномандатных округов. Скорее всего, все ресурсные и амбициозные кандидаты в политики предпочтут элитные договоренности, нежели «игру по правилам» КПРФ или, как в случае с Ромахиным, «без правил» с ЛДПР. Поэтому ничего удивительного в провале КПРФ по одномандатным округам на фоне сильных и ресурсных одномандатников ЕР и отсутствия реальной работы самой КПРФ нет, хотя в Омской области поддержку КПРФ получила максимальную по стране: от 23,12% до 26,9% на трех округах, в среднем – 25,2%. Но даже это не позволило ей провести ни одного одномандатника. Тем не менее и ЕР при всей видимости победы на самом деле одержала ее Пирровой ценой.

• Результаты «Единой России» на думских выборах по стране

Если говорить об успехе ЕР в федеральном масштабе, то упрочение позиций партии оказывается весьма дутым. По предварительным данным, список «Единой России» получил 54,2% голосов при официальной явке в 47,8% избирателей. В абсолютном выражении это составило, по подсчетам «Коммерсанта», 28,4 млн человек. В 2011 году ЕР поддержали 32,4 млн избирателей, а в 2007-м – 44,7 млн. Падение за 9 лет произошло в 1,57 раз, за 5 лет – в 1,14 раза. Несмотря на это, ЕР получила 76,2% мест в Госдуме (раньше было 70%), произошло это за счет общего падения явки и расщепления избрания поровну на списочников и одномандатников.

И выяснилось, что все рейтинговые одномандантики предпочли не рисковать, а попасть в Думу именно через ЕР, не играя в почти безвыигрышную лотерею со сбором подписей и не портя себе бизнес даже условно-оппозиционной активностью. Фактически борьба шла за выдвижение от нее, а уже во вторую очередь – за голоса избирателей. Но и этот этап успешно прошли только те, кто вложился хотя бы в традиционную линейную пропагандистскую кампанию, например, Голушко.

В Омской области диспропорции оказались особенно сильны: вымирание села оказалось за последнее десятилетие настолько чудовищным, что списочно ЕР одержала худший результат по стране, а КПРФ – лучший. Тем не менее монополия на информационную власть первых, «гуртование» вокруг нее всех мало-мальских проходных кандидатов и полный срыв работы по рекрутированию новых лиц вторыми сыграли свою роль. Бюрократы ЕР остались довольны, что сохранили полежаевский статус-кво в ЗС, а боссы КПРФ – что обеспечили себе статус-кво в иерархии КПРФ и не позволили ситуации в обкоме выйти из-под контроля.

• Усиление ЛДПР

В двух тезисах – первое: страна все дальше движется к образу будущего, больше совпадающего с тем, который рисовал в своих инсайтах Жириновский, нежели Немцов. Второе: в нише оппозиционного электората КПРФ ведет все более близорукую политику по вербовке новых сторонников, как будто не замечая физического выбывания старых. «Справедливая Россия» тоже не является никаким фильтром для ушедших от ЕР и разочаровавшихся в системных партиях избирателей, а несистемные партии им тем более не интересны. ЛДПР же, во-первых, не экономит на риторике, обещая как обычно всем и все, являясь и путинской партией, и умудряясь быть «против этой власти». Во-вторых, действует по накатанной, ловя каждый раз одних и тех же отколовшихся от ЕР мужчин среднего возраста, которым другие партии «ничего подобного» предложить просто не в состоянии.

Нельзя исключать и искусственного характера накрутки ЛДПР – как противовеса не только ЕР, но и КПРФ. В этом случае, возможно, имела место очередная игра Володина, за которую он мог в итоге и быть сосланным на Госдуму. Но эта версия уж слишком конспирологична.

• Поствыборные перестановки федеральной власти: поиски замены Володина в администрации президента

Сначала федеральные СМИ называли основным претендентом на место переходящего на место спикера ГД Вячеслава Володина главу управления администрации президента по общественным проектам Павла Зеньковича, а также губернатора Московской области Андрея Воробьева. Зенькович – кандидатура относительно нейтральная, и все же володинская, а Воробьев – сначала был володинским, но затем вступил с ним в непримиримый конфликт, как и с благословившим его же на федеральную карьеру Шойгу.

В итоге Воробьев нашел общий язык с Собяниным как по вопросам передачи земель региона под Новую Москву, под Центральное транспортное кольцо и другие нужды столицы (Шойгу, будучи губернатором, сопротивлялся этим действиям до последнего), так и по политическим проектам. Володин непримиримо в последние годы враждовал с Собяниным вплоть до антисобянинского проекта-спойлера в качестве Навального на выборах мэра. Видимо, настолько влиятельные государственные деятели, как Шойгу и Володин, смогли все же заблокировать Воробьева, а Зенькович на фоне борьбы таких титанов оказался слишком слабой кандидатурой, к тому же недостаточно самостоятельной в этих и других раскладах.

Теперь на сцену выходит кандидатура Сергея Кириенко, в прошлом – самого молодого премьера, взявшего на себя смелость провести дефолт в 1998 и при этом уже в 1999 году сумевшего консолидировать правые силы и провести их в Думу. Далее с 2007 года, вот уже 9 лет, Кириенко считается самым эффективным госменеджером в качестве главы «Росатома»: при нем не было никаких серьезных ЧП на объектах, а госкорпорация добилась огромных успехов на внешних рынках.

Возможное назначение Кириенко может быть обусловлено двумя факторами: он традиционно считается «человеком братьев Ковальчуков», которые в последнее время понесли ряд лоббистских и кадровых потерь, в частности, в результате отставки Ливанова. Его назначение может быть для них определенной компенсацией. Но более вероятно, что Кириенко, как опытный и жесткий политический администратор, известный своими либеральными и технократическими взглядами и методами, может уравновесить существенно усилившегося в качестве спикера ГД Володина. Другой явный метод сдерживания Володина – объявление Медведева о том, что думские функционеры не будут совмещать постов в иерархии ЕР, принцип «один человек – одна должность».

Еще одна возможная причина назначения Кириенко – его колоссальные наработанные международные связи. В последнее время Кремль полностью «расчесал» внутриполитическое пространство и его мало интересуют разработки по углублению «охранительной идеологии», за которые конкурируют окружающие его консервативно-преданные политики. Для удержания ситуации в регионах достаточно жесткого технократического менеджмента, без «срыва резьбы», о чем свидетельствуют и слухи о свержении слишком замечтавшегося о «консервативной утопии» Бастрыкина. А вот на внешней арене Россия, по целому ряду ключевых вопросов в последнее время фактически являвшаяся сверхдержавой номер один, проваливает систематическую работу в интервалах между этими самыми вопросами практически полностью.

То есть речь идет о том, что бывшую должность Суркова и Володина должен занимать человек, не только отвечающий за внутреннюю политику, но и воспринимающий внешнюю как часть внутренней, как это делает человек в аналогичной должности госсекретаря США. И Кириенко на такой двойной функционал подходит явно лучше, фактически совмещая опыт функциональности и Суркова, и Володина.

 

Слухи о возвращении Министерства госбезопасности

Помимо затмившей всё выборной тематики активное обсуждение вызвала публикация «Коммерсанта» о планируемых преобразованиях в силовых ведомствах. В соответствии с прогнозируемой реформой до президентских выборов 2018 года предполагается создать на основе ФСБ Министерство госбезопасности, включив в него ФСО и СВР, вернуть СКР в надзирающую за ним Генпрокуратуру, а функции МЧС разделить между Минобороны и МВД. При этом МГБ может получить возможность брать в свое производство наиболее резонансные дела или осуществлять контроль за теми расследованиями, в основу которых легли материалы этой спецслужбы. Сегодняшняя ФСО сохранится в виде Службы безопасности президента РФ, которой помимо охраны будут подконтрольны спецсвязь и транспортное обслуживание высших должностных лиц.

Комментарий экспертного совета «СуперОмска»: Маловероятно, но все возможно. КГБ был разделен на нынешние ведомства (тогда их было существенно больше) после ГКЧП и блокирования Горбачева в Форосе, чтобы у президента была информация от разных спецслужб, которые вынуждены конкурировать за «доступ к телу» и за объективность. Все эти 23 года система работала, но несколько раз происходили серьезные объединения, хотя контрразведка (ФСБ), разведка (СВР) и охрана президента (ФСО) развивались практически на равных, а остальные службы играли вспомогательную роль и были ресурсом в их развитии.

В любом случае маловероятно, что охрана президента будет кому-либо, кроме него напрямую, переподчинена. Контрразведка тоже слишком специфична, чтобы подчиняться разведке, а более мелкие службы, вроде Фельдсвязи, для СВР вообще не представляют интереса.

Одним словом, конечно, усиливая все больший крен политической системы во внешнюю политику, исключать повышения роли СВР невозможно, но технически объединить под ее эгидой другие очень сложно. Возможно, это усиление крена произойдет на межведомственном уровне, скажем, на базе НАК, но скорее всего будет носить курирующий и координирующий, а не руководящий характер. Другие варианты в нынешней ситуации слишком рискованны.

 

Выход из тени вице-губернатора Новоселова

В понедельник подтвердились инсайды, которые просочились в омские СМИ еще в пятницу вечером. Первый зампред правительства Омской области Андрей Новоселов решил обзавестись персональным пресс-секретарем, ей стала Айгуль Бекбергенова, доселе неизвестная широкой общественности.

Назначение, судя по всему, произошло по «силовой» линии, хотя сама героиня новостей утверждает, что попала на вакансию через объявление в интернете. 25-летняя Бекбергенова – дочь заместителя начальника Госпожнадзора Кировского округа Базарбая Бекбергенова, выпускница омской академии МВД (в этом же вузе учился и сам Новоселов). Работала в службе судебных приставов, а до перехода в правительство занимала должность секретаря в Кировском районном суде.

Ранее ни в Омской области, ни в правительстве Хакасии Новоселов не отличался открытостью для СМИ, почти не давая комментариев и интервью. В этом плане он держался позади своих коллег по омскому правительству: те же Владимир Компанейщиков и Станислав Гребенщиков всегда были доступны для журналистов и общались с представителями прессы напрямую по личному номеру телефона.

Симптоматично, что связи с общественностью высшие чиновники региона доверяют выходцам из судебных структур, не проявивших себя ярким имиджем в медиасфере. Так, комментарии от имени губернатора дает советник Юлия Соколенко, ранее работавшая пресс-секретарем Омского областного суда.

Маловероятно, что начало работы по «выводу из тени» Новоселова случайно совпало по времени с поствыборным периодом, когда федеральные власти анализируют итоги голосования в регионах и при необходимости делают соответствующие выводы. Таким образом, незначительный на первый взгляд фактор личного пресс-секретаря на самом деле может означать начало раскрутки персоны первого зампреда в СМИ в рамках операции «Преемник» (о роли в ней Новоселова говорили еще во время его переезда в Омск), из чего следует, что, возможно уже не в таком далеком будущем нас могут ждать неожиданные перестановки в нынешнем областном руководстве, которое не смогло принести федеральному центру нужного результата на выборах.

Перейти на полную версию сайта