Как многодетная мать лишилась четверых детей. История одной омской семьи

Мы публикуем очередную историю из практики судебных приставов. На этот раз в центре нашего внимания оказалась многодетная семья без отца-кормильца. Зухра Бакиева самостоятельно пыталась вырастить пятерых детей, а в итоге лишилась четырех несовершеннолетних. Противостояние многодетной матери и органов опеки вылилось в войну, которую женщина проиграла.

Многодетная мать

У 41-летней жительницы Амурского поселка Зухры Бакиевой пятеро детей. А вот мужа ни одного. Мы не беремся судить нашу героиню и поэтому постараемся оперировать только фактами. 2 июня 2016 года вступило в силу решение Центрального районного суда, который постановил забрать у матери несовершеннолетних детей Ангелину (12 лет), Веронику (9 лет), сына Мая (7 лет) и полуторагодовалую Лауру. У Зухры остался старший сын – 22-летний Артем. По словам женщины, парень работает, но «неофициально».

На вопрос об отце старшего сына Зухра лишь машет рукой, мол, давно это было. Отец следующих детей – русский, отсидел за хулиганство. У последней девочки – другой отец.

«Я встречалась с парнем, забеременела, аборт, конечно, не стала делать. А мне говорили в роддоме оставить девочку, но я не оставила», - говорит Зухра.

Во время беременности женщина работала в супермаркете ТК «Триумф», с графиком два через два. Но женщину мучил сильный токсикоз, и пришлось уйти с работы, где она трудилась неофициально. Ни о каком декретном отпуске речь не шла. Продуктами помогал ее отец.

Мы не могли не поинтересоваться, почему женщина не подавала на алименты хотя бы в отношении последних двух сожителей. Оказалось, что Зухру Бакиеву еще давно ввела в заблуждение какая-то незнакомая дама в суде, которая убедила женщину, что, раз дети записаны на другую фамилию, на алименты подать невозможно. В свидетельства о рождении своих детей Зухра также не вписывала отцов.

К сожалению, многодетная мать оказалась юридически абсолютно неподкованной, что и помешало ей бороться с мощными государственными системами. Мало того что женщина была уверена, что алименты ей не светят, так еще и с судов ни одного документа она не забрала. На данный момент у Зухры на руках нет ни одного свидетельства судебных заседаний.

«Дети мои учатся слабенько, но школу не прогуливают. Я сама необразованная, окончила 8 классов», - признается собеседница...

 

Никому не нужная демография?

Нередко причиной решения суда становится асоциальный образ жизни матери. И как мы привыкли считать, отобрать детей у матери – это крайние меры, когда здоровью и жизни детей угрожает опасность, корнем которой является нерадивая родительница. Тем не менее на лице Зухры нет узнаваемой печати «алкоголички», а, по словам судебных приставов, обеспечивающих изъятие детей из семьи, дочери и сыновья Зухры Бакиевой не запуганы, аккуратно одеты, взрослых не чуждаются и угнетенными матерью не выглядят, а девочки талантливо рисуют.

Сейчас ведется много разговоров от чиновников – мол, вы рожайте, а государство поможет. Но, судя по примеру нашей героини, помогает государство не так, как хотелось бы самим многодетным матерям.

«С центра соцобслуживания  вот такая помощь – гнилая картошка, гречка с червями и вещи на несколько размеров больше. Мне не нужна гнилая картошка и крупы. Денежную помощь пообещали, пять тысяч – нету. Крышу пообещали помочь чинить – не помогли», - жалуется Зухра.

По словам органов опеки, к семье Бакиевых начали приходить с 2009 года, претензий как таковых не было. А, по словам Зухры, проблемы начались после рождения последнего ребенка и со сменой инспектора.

«Приходят, докапываются, куда ты деньги деваешь. А вдруг у тебя мужик какой сидит, вдруг педофил сидит. И я их послала, конечно. Наверно, не надо было так делать, но я не выдержала. Приходят, указывают, оскорбляют. Я не пропиваю. Все уходит детям на продукты, на одежду. У меня соседка пьет, курит, не работает, двое детей и крыша прогнутая. И к ней нет претензий. Возмущались, что я не работаю, так ребенку около года было, как я работать буду», - говорит Зухра.

Женщина уверена – против нее ополчились принципиально. За бедность, за самоуверенность, за дерзость – Зухра считает, что инспекторы обозлились за ее неподатливость.

«Стучатся и стучатся. Где у тебя дрова, где у тебя обувь? Их не устраивает, что у меня не пластиковые окошки. Приходит с центра соцобслуживания женщина, не помню по имени, и говорит «я с такими никогда не буду жить». На пластиковые-то у меня никогда не хватит денег. Я вот их помыла, покрасила», - показывает Зухра.

Но как бы то ни было, а опека пошла по законодательному пути и подала в суд на ограничение в родительских правах Зухры Бакиевой.

«Они на суде сидят, улыбаются, смеются. Для них это разделка мяса», - говорит женщина.

 

Опека vs многодетная семья

«Я инспекторов зацепила, и они в суд подали. Детские мне сразу обрезали, в суд подали, алименты заставили платить. Я их плачу. Считаю, что инспектор подала в отместку. Ведь мне свиданий не давали. Я просила свидания, мне не давали, ни мне, ни сестре моей родной», - чуть не плача говорит женщина.

Сначала дети находились в детском центре «Гармония». Потом ребятишек отдали в приемную семью, и новой мамой для них стала женщина по имени Оксана. В это время Зухра металась по городу и пыталась найти своих детей. Как она говорит – в опеке отказались дать координаты приемной семьи. Пока, наконец, одна из дочерей Ангелина не позвонила ей и не сказала адрес. Мать поехала в ту самую приемную семью, где, по ее словам, ее приняли с добротой и пониманием. Сегодня Зухра за это очень благодарна Оксане.

Через месяц после суда женщина устроилась работать. Вечерами моет полы в колледже. Сейчас мать хочет найти работу уже дневную, так как на жизнь сейчас не хватает. С последней зарплаты купила куртку дочери. 

К слову, детей забрали уже и из приемной семьи. Родная сестра Зухры оформила опеку. К счастью для семьи, препятствий этому почти не было. Хотя на последней пресс-конференции, где органы опеки выступили спикерами, глава ведомства Наталия Колбышева сообщила, что сначала проверяется, кто из родственников может стать опекунами, а потом уже заходит речь о приемной семье. Здесь же получилось все наоборот.

«В конце августа детей передали родной сестре. Наверно, опека ее испугала, потому что сестра очень боится, когда я хочу встретиться с детьми. Они сейчас живут на Орджоникидзе в частном доме», - говорит Зухра.

 

Злосчастная крыша

Зухра вспоминает: «Нам не нравится твоя крыша, твоя проводка, нам не нравится, что ты не работаешь, - говорила мне инспектор».

Та самая крыша стала основной причиной противостояния органов опеки и многодетной матери.

«Была одна единственная причина, почему Бакиеву ограничили в правах. Была угроза жизни и здоровью детей. У нас есть заключение МЧС о том, что там провисающий потолок, он мог в любой момент обрушиться. Детей забирали судебные приставы. У нее есть возможность восстановиться в родительских правах после того, как угроза обрушения крыши в этом доме будет устранена», - прокомментировала начальник управления опеки и попечительства департамента образования администрации города Омска Наталия Колбышева на открытой пресс-конференции.

Зухра утверждает – крышу сделали родственники меньше чем через месяц. Чтобы купить материалы, женщина влезла в долг – заложила, как она сказала, золотой браслет с рубинами. Вскользь говорит, что уже выкупила. Интересуюсь, а почему не подала на апелляцию или на снятие ограничений в родительских правах.

«Я подавала, у меня не приняли, не смогла оплатить госпошлину. Я в это время отдавала долг за крышу. Сейчас снова собираюсь. 12 октября – зарплата. С нее мне надо как-то жить и 450 рублей оплачу госпошлину», - заверяет женщина.

И снова по незнанию Зухра была уверена, что госпошлину требуют только с нее. Обстоятельно поясняем, что это закон и платить обязаны все. Удивлена, кивает, ей никто этого не объяснил. И, наверно, никто не сказал про сроки снятия ограничений в родительских правах, и как подавать заявление, и что готовая крыша – это единственное, по словам опеки, что нужно для восстановления в правах.

Помимо проблем насущных у многодетной матери еще проблемы и материальные. Что можно увидеть в банке данных исполнительных производств.

Что касается оппонента Зухры Бакиевой – органов опеки, то «СуперОмск»  также столкнулся с бюрократическим противостоянием. В течение трех дней по телефонам ведомства никто не брал трубку. Мы также направили запрос по электронной почте с уведомлением, однако ответа пока не дождались.

 

А тем временем...

В настоящее время депутаты Госдумы, члены Совета Федерации и представители общественности готовят законопроект, призванный существенно ограничить полномочия органов опеки, сообщила в интервью «Парламентской газете» сенатор Елена Мизулина. 

«Фактически сейчас закон позволяет отобрать ребёнка по любому поводу. Будь то грязная посуда на кухне или одежда не по размеру. Законодательство поощряет и произвольное ограничение родительских прав», - сказала сенатор, подчеркнув, что это недопустимо. 

Парламентские слушания, на которых планируется рассмотреть данный вопрос, намечены на 27 октября.

Перейти на полную версию сайта