Новоиспеченный депутат Госдумы Андрей Голушко, уступивший свой сенаторский пост Сергею Попову, на минувшей неделе дал резонансную пресс-конференцию, сделав ряд интересных заявлений. Событие уже стало предметом аналитических обзоров как на «СуперОмске», так и на других интернет-ресурсах.
В частности, Голушко прошёлся по руководству города и области, заявив, что мэр Двораковский и вице-губернатор Компанейщиков частично ответственны за неудовлетворительный результат «Единой России» по Омску. Впрочем, чиновники в стороне не остались – Компанейщиков довольно резонно отметил в ответном комментарии, что в его обязанности не входит и не может входить по закону обеспечение результатов выборов для конкретной политической партии. Досталось от Голушко и другому зампреду правительства Станиславу Гребенщикову за неразбериху со сроками подготовки и проведения тендеров на ремонт дорог.
Уже через несколько дней в соцсетях появилась «бомба» - сообщения о скандальной охоте с участием министра культуры Омской области Виктора Лапухина, которого называют одним из приближенных к Голушко. Якобы группа «непростых» охотников столкнулась с главой минкульта, а он в нецензурной форме начал их прогонять, и к тому же – опять же по словам второй стороны – предположительно, был нетрезв. Незамедлительно уже на следующее утро на «Новом Омске» (заметим, подконтрольном Голушко) появился комментарий сына министра Виталия Лапухина, который отрицал все обвинения и называл оппонентов браконьерами. Сами участники охоты позднее подтвердили озвученную в соцсетях информацию, выразив недоумение поведением министра.
Комментарий экспертного совета «СуперОмска: фактически обе истории не более чем две стороны одной медали. Окружение губернатора почувствовало себя победителями, перешло от условий «водяного перемирия» в течение выборов к условиям жизни при ослабленных вожжах и первым делом разбилось на группы влияния, которые и начали друг друга «топить». Любопытны как внешние признаки «кучкования» этих групп – «Новый Омск» становится рупором группы Мединский - Голушко - Калинин - Лапухин(ы) (а также Артемов), «ВОмске» – дрейфует под флагом нейтральных вод Каплуната, и все же тем не менее с удовольствием предоставляет площадку для высказываний Компанейщикова и Малькевича.
По большому счету, активизация Голушко была прогнозируемой: он как никто чувствует себя победителем по итогам выборов в ГД, под его неформальные «гарантии» достраивают объекты федерального Минкульта, он «выбивает» деньги для избирателей «своих» районов.
Ответная реакция «группы потерпевших» от его выпадов, с одной стороны, очень формальна, с другой – очень с формальной точки зрения верна. Действительно, все понимают, что Компанейщиков по закону не обязан помогать единороссам, но по факту от него это требовалось – однако уход Володина сильно упрощает ситуацию не только Голушко, но и Компанейщикову. Малькевич резонно указывает (как и в общем-то, все) на то, что Голушко винит в провале всех, кроме Артемова и что в Омске нет городского отделения «Единой России», с которого можно было бы персонально спрашивать за её провалы. Однако у КПРФ тоже подобного отделения нет, но это не мешает ей «бить» единороссов в городе.
Об установившемся «союзе» Голушко с Артемовым и Полежаевым не писали уже только ленивые – но почему-то у омских обозревателей короткая память, и никто не вспомнил про «поросят и солнце», про личные нападки Голушко на Артемова и всю местную систему «Единой России» на выездных праймериз прошлых думских выборов. На этот же раз – полное молчание, хотя и система никак не поменялась, и «поросята» к «солнцу» ближе тоже не стали.
Это может означать, что во взаимоотношениях Голушко и Артемова сыграл свою роль некто третий. Кто-то, кто помог одному сохранить пост и умелой рукой ведёт на место спикера ЗакСа, кто-то, кто провёл второго в Госдуму тайными тропами в обход невзлюбившего омских ставленников Володина. И имя этого общего «патрона» давно и хорошо всем известно.
В эту же парадигму укладывается и другая версия происходящего. В кулуарах правительства ходит слушок, что все нападки Голушко на Компанейщикова, Гребенщикова и Двораковского – режиссура того же «патрона». В угоду Полежаеву и действующему губернатору Голушко вполне мог подвергнуть публичной обструкции нынешнего мэра, чтобы ослабить его позиции перед горсоветовской кампанией. Параллельно руками депутата Госдумы могут намеренно устранять Гребенщикова, крепко удерживающего основные финансовые потоки, и главного противовеса Артемову – Компанейщикова. Вся эта конструкция только тогда может быть действительно реализована, когда есть мощный интересант на должность губернатора. Именно ему могут понадобиться и деньги (Гребенщиков), и городские ресурсы (Двораковский), и крепкая внутренняя политика (Компанейщиков). Учитывая развернувшиеся события, не стоит отбрасывать версию губернаторского блицкрига Голушко при поддержке Полежаева. Тогда слухи о спланированной атаке могут иметь под собой весьма ощутимые основания.
В конце недели «ТГК-11» объявила о назначении нового директора, подтвердив инсайды, появившиеся в СМИ около месяца назад. Сергея Кожемяко сменил Владислав Полочанский, ранее исполнительный директор ООО «Интер РАО – Управление электрогенерацией» (эта структура обеспечивает операционную деятельность около двух десятков электростанций, входящих в состав компании «Интер РАО – Электрогенерация»).
Полочанский, хоть и выходец из Новосибирска, но в Омске успел заявить о себе: он с 2009 года возглавлял ОАО «ПРП Омскэнергоремонт», которое обслуживало омские ТЭЦ, а в 2009-2011 годах занимал различные руководящие должности в «ТГК-11» вплоть до первого замгендиректора. В то же время Сергей Кожемяко достался Омску, по сути, «по наследству». Ранее «ТГК-11» управляла активами в Томской и Омской областях, а он с 2005 года возглавлял центральный офис компании в Новосибирске.
Но и после реорганизации и переезда «ТГК-11» в Омск Кожемяко, по слухам, управлял компанией лишь формально и появлялся наездами из Новосибирска, в связи с чем, видимо, и появилась потребность в гендиректоре, решающем вопросы на месте. Впрочем, Кожемяко в накладе не остался – ему досталась синекура советника гендиректора, этот же пост получил ранее и Виктор Гаак, директор омского филиала «ТГК-11», после того как филиал был ликвидирован.
Ситуацию можно рассматривать и точки зрения усиления позиций структур «Роснефти» в регионе – ведь президент «Роснефти» Игорь Сечин одновременно является председателем совета директоров «Интер РАО», которая владеет как генерацией и теплосетями в лице «ТГК-11» и «ОмскРТС», так и сбытом электроэнергией через «Омскую энергосбытовую компанию». Не исключено, что речь может идти о некоей топливно-энергетической синергии, учитывая возросший интерес «Роснефти»/Башнефти» к вхождению на рынок сбыта ГСМ в Прииртышье через приобретение АЗС «Топ Лайн».
Комментарий экспертного совета «СуперОмска: то, что Полочанский занимался именно энергогенерацией – возможно, усилит внимание к этой составляющей, ведь регион у нас энергодефицитный, и проблема никак не решается.
Вряд ли усиление «Роснефти» может повернуть наболевший вопрос о переводе омских ТЭЦ на газ, несмотря на 25-летний газовый контракт с «Интер РАО»: собственных запасов газа у «Роснефти» даже на указанное выше соглашение не хватает, тем более не хватит их для обеспечения станций, входящих в «ТГК-11».
Что касается обысков в «Башнефти», проявлявшей интерес к омским АЗС, они явно идут на фоне опубликованной ранее информации о покупке «Роснефтью». Если у них есть в этом смысле политическая подоплёка, то она в том, чтобы снизить цену сделки, которая для «Роснефти» оказалась много выше рыночной. Учитывая традиционно сильные связи стоящего во главе «Роснефти» менеджмента с силовиками, общая последовательность действий имеет очень прозрачный алгоритм.
В минувшую пятницу Омский областной суд огласил решение по апелляции на приговор бывшему вице-губернатору Юрию Гамбургу. Летом его приговорили к 5,5 годам колонии общего режима, однако обвинение посчитало этот срок чересчур суровым, и прокуратура подала на обжалование, поскольку ранее запрашивала лишь 4 года. Апелляция из формального процессуального шага превратилась в судебное событие если не года, то этой осени точно, поскольку перед публикой появился беглый соратник Гамбурга Вадим Меренков, скрывавшийся более двух лет. Впрочем, все эти потрясения никак не сказались на облсуде, оставившем приговор без изменения.
Комментарий экспертного совета «СуперОмска: никаких новых обстоятельств не обнародовано: одни еще раз заявили о своей невиновности, вторые продолжают на ней настаивать, даже не рассматривая смену риторики обвинения. Само обвинение уже говорит даже не об отсутствии сговора, а просит учесть личность осужденного – то есть еще сильнее гуманизирует свою позицию.
В обнародованных накануне показаниях Меренкова также фактически полностью поддерживается позиция Гамбурга на невиновность, соблюдение всех процедур и коллегиальность принимаемых решений. Правда, Меренков признает, что Тиль давал на них всегда отрицательные заключения, но апеллирует при этом к неправовым аспектам вроде попыток депархитектуры перетащить комиссию под свою юрисдикцию. Так же, как и в случае с личными обращениями Кравца к Бастрыкину, все это юридически не имеющая смысла лирика, но даже ее мало кто из СМИ заметил.
Одно можно констатировать – процесс окончательно рутинизировался, для омской публики он давно закрыт, курс адвокатов на кассацию никакого интереса ни у кого не вызывает. В этих условиях и шанс на то, что вышестоящая инстанция учтёт попытки смягчить наказание – стремительно падает.
Президент РФ Владимир Путин 14 октября подписал закон, ратифицирующий бессрочное соглашение о размещении российской авиации в Сирии, подписанное в Дамаске в августе 2015 года.
«Российская авиационная группа размещена на территории САР по просьбе сирийской стороны и дислоцирована на аэродроме Хмеймим (провинция Латакия), который вместе с его инфраструктурой и необходимой территорией по согласованию сторон предоставляется в пользование российской стороне на безвозмездной основе», — говорится в документе.
Отмечается, что применение российской авиационной группы осуществляется в соответствии с решением ее командира по планам, согласованным сторонами. При этом состав группы определяется также по соглашению сторон.
Комментарий экспертного совета «СуперОмска»: Госдума приняла соответствующий закон ещё неделю назад, а Путин его только ратифицировал. Неделя на ратификацию – признак неспешности, уверенности в ситуации. Вопрос рассматривался как раз год назад, но подписывать его было не в наших интересах, поскольку «Москва не хотела создавать впечатление, что ВКС России находятся в Сирии надолго» (Александр Шумилин, директор центра анализа ближневосточных конфликтов Института США и Канады РАН).
Понятны мотивы настоящего момента: показать, что США оказались недоговороспособны в части выполнения соглашений по Сирии и зафиксировать там своё присутствие – особенно болезненное для них не только в части утраты американцами стратегической инициативы в регионе, но и по причине отсутствия у них устойчивой военной базы (сейчас присутствие Штатов в Турции не более гарантировано, чем российское в Иране).
В целом речь идет о долгосрочной консервации ситуации и о переходе к созданию Россией долгосрочных баз ВКС и ВМС (в Случае с Сирией – на базе порта Тартус) в стратегически значимых регионах, т. е. об использовании тактики точечного эффективного присутствия. Это отличается от американской стратегии глобального доминирования, не позволяющей концентрировать усилия и внимание на решении ситуационных задач без создания широкой коалиции и без втягивания в зону ответственности сил других государств.