Специалисты ГУП НИиПИ генплана (структура правительства Москвы, разработчик генплана) предложили новую концепцию пространственного развития Москвы, рассказали «Ведомостям» человек, близкий к Москомархитектуре, и сотрудник мэрии. На основе этой концепции будет составлен новый генеральный план развития Москвы, который надо принять до июля 2017 г.
Ранее помочь решению транспортного вопроса должен был переезд чиновников из центра города – именно для этого Москва была расширена почти в 1,5 раза. Но переезд не состоялся, и у города появилась иная концепция развития.
Новые деловые районы появятся в районах крупных транспортных узлов, всего планируется девять деловых центров на пересечении транспортных артерий. В каждом деловом районе должно появиться по 250-300 тыс. рабочих мест, общественные здания и зоны строительства жилья и доходных домов.
«Если в год количество автомобилей прирастает у нас на 6%, а улично-дорожную сеть мы приводим в порядок только на 1–2%, то это ведет неминуемо к транспортному коллапсу. Это тоже требует, конечно, колоссального пересмотра наших подходов к генплану <...> Сегодня в центре сконцентрировано 40% рабочих мест, при этом проживает 8–9% населения. Это тоже серьезный градостроительный вызов, преодолеть который только строительством транспортной инфраструктуры невозможно», - комментирует Марат Хуснуллин, заместитель мэра Москвы.
Разработчики также предлагают создать для формируемых деловых центров привлекательные коммерческие и налоговые условия. Так, предлагается создать режим налогового благоприятствования, следует из концепции. А в центре города ввести повышенный налог на землю и недвижимость.
«Стимулирование строительства новых бизнес-центров за пределами ТТК логично. Развитие транспортной инфраструктуры за счет ввода МЦК, метро и новых магистралей улучшит транспортную доступность за пределами ТТК. Но налоговые преференции смогут привлечь девелоперов в эту зону только в случае установления их на долгий срок», - считает директор отдела исследований CBRE Олеся Дзюба.
Столичные власти неоднократно заявляли, что принятый ранее генплан не соответствует нынешнему развитию города. Например, уже к 2013 г. население Москвы составило 12 млн, которых по генплану должно было достигнуть к 2025 г. Превышено и количество автомобилей в городе.