Предстоятель РПЦ выступил на открывшемся в Москве 20-м Всемирном русском народном соборе с речью о параллельном западному самобытном пути развития России.
Тема Ежегодного Всемирного русского народного собора в этом году сформулирована как «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы». В своем докладе Патриарх Кирилл обратился к необходимости отказаться от двух схематичных представлений о наших отношениях с Западом – догоняющего и конфронтационного.
«Когда речь заходит о взаимоотношениях России и Запада, даже о самом словосочетании «Россия и Запад», то обычно возникают два типа ассоциаций. Первая связана с представлением о том, что западное общество неизменно является носителем передовых идей и достижений, с ним ассоциируются комфорт, материальное благополучие и научно-технический прогресс; российское же отстает в своем развитии. При этом, для того чтобы встать на «правильные» рельсы, России стоит только перенять социальное, политическое, экономическое направления развития, которые характеризуют жизнь Запада, то есть копировать существующие модели и внимательно изучать тенденции развития западного общества. Как показала история, такой подход «догоняющего развития» едва ли можно назвать отвечающим национальным интересам; кроме того, сам принцип «догонять» априори предполагает отсталость. Если мы догоняем, то мы всегда отстаем, поэтому в самом этом подходе, который представляет западную модель как идеал и как пример для развития, есть нечто опасное для развития России.
Второе представление выражает идею якобы непримиримого, врожденного антагонизма, существующего между двумя мирами – цивилизацией Запада и цивилизацией русского мира.
Сторонники обеих моделей в подтверждение своей правоты могут привести и приводят достаточное количество исторических примеров. Правда, примеры эти будут носить довольно противоречивый характер», - сказал Патриарх.
По его словам, «слепое перенесение на русскую почву чуждых мировоззренческих моделей и политических образцов без учета национальной специфики и духовно-культурного контекста нередко, а лучше сказать, почти всегда приводило к масштабным потрясениям и трагедиям, как это случилось в нашей стране в начале и в конце минувшего столетия».
То есть достижения петровского периода закончились в итоге смутой 1917-го именно из-за того, что сформировавшаяся в результате вестернизации России элита, что управленческая, что культурная, слишком часто стала воспринимать страну через чужие мировоззренческие модели, стала англофильской или франкофонской. А уж о безумном насаждении и копировании «рыночно-гедонистической модели» в начале 1990-х и напоминать не нужно – последствия этого «эксперимента» до сих пор ощущаются всеми нами.
Конфронтация с Западом объективна – экспансия германцев на восток в XIII веке, попытки поставить Россию в подчиненное положение в XVI–XVII веках. Сюда же относятся и походы 1812 и 1941 годов.
Нынешняя конфронтация, считает патриарх, вызвана в первую очередь нежеланием Запада считаться с русскими интересами – поверженная в 1991 году Россия, по мнению нынешних англосаксонских элит, не имеет права ни на восстановление в своих исторических границах, ни на отстаивание своих интересов в мире. Но – и на это обратил внимание патриарх – Запад сейчас не представляет собой единого целого, поэтому неправильно говорить о нашей конфронтации с Западом как таковым:
«То, что мы называем обобщительно «западный мир», представляет собой далеко не однородную субстанцию. Есть глобалисты-транснационалисты, есть христианские традиционалисты, есть националисты-евроскептики, есть левые. И сегодня всякий раз необходимо уточнять: о какой Европе идет речь? «Европ» сегодня много. У одной религиозные ценности, у другой узконациональные, у третьей – глобалистские. Нам надо понять, как относиться к каждой из них».
Поэтому патриарх считает, что «обе модели, описывающие отношения России с США и странами Европы, – как догоняющая, так и конфронтационная – уже не соответствуют реальной духовно-культурной ситуации в мире». Предстоятель РПЦ предлагает определять наши будущие отношения с Западом, исходя из параллельного пути развития наших обществ и цивилизаций.
Само определение принадлежит великому русскому историку и философу Николаю Данилевскому, и патриарх уточнил, что «параллельное в данном случае не означает изолированное. Параллельное не предполагает взаимного исключения. Параллельное настаивает на самобытности и на праве на существование обоих путей развития».
«Подлинная альтернатива этому процессу — не «война всех против всех», не погружение мира в пучину хаоса или гражданские столкновения внутри отдельно взятых стран, а новый диалог народов, осуществляемый на принципиально новых основаниях. Это диалог, направленный на восстановление ценностного единства, в рамках которого каждая из цивилизаций, в том числе и наша, русская, могла бы существовать, сохраняя свою идентичность.
Только в рамках такого диалога мы сможем найти ответы на вопросы о том, как победить терроризм, как защитить традиционную семью и право нерожденных младенцев на жизнь, как обеспечить миграционное равновесие, победить голод и эпидемии, как уважать убеждения друг друга, понимая, что у свободы должны быть моральные ограничения», - обратился к православным предстоятель церкви.