По завершении выборного цикла в Госдуму и региональные парламенты на первое место в повестку дня окончательно вышло грядущее избрание президента России. Формально они должны состояться в 2018 году. Но бытует мнение о переносе дня голосования на 2017 год.
В преддверии такого ключевого события, как и перед выборами в ГД и ЗС, регионы тратят большую часть бюджетных средств на поддержку лояльности к действующей власти у активной части электората - бюджетников. Всех тех, кто получает от государства гарантированные бонусы и наверняка проголосует за действующий ход событий на выборах, если, конечно, их будет устраивать положение дел. Если не устроит, то на первое место выйдет оппозиция, чьи руки развязаны по части обещаний.
Согласно отчету по исполнению бюджета за 2015 год (за 2016 год еще нет данных) Омская область заняла 4-е место среди российских регионов по расходам на социальную политику. Что примечательно, социальная политика как отрасль входит в более обширное понятие - социально-культурная деятельность.
Сюда, помимо средств на бюджетников, входят расходы на образование, здравоохранение, культуру.
С учетом суммы этих факторов Омская область заняла первое место по СФО и восьмое по России с долей расходов на социокультурную деятельность в 71,2% от регионального консолидированного бюджета. Первое место среди бюджетов-2015 заняла Чеченская республика с долей расходов в 79%. В среднем социальные расходы по стране занимают 60,6% консолидированных бюджетов регионов.
Разумеется, процентовка не говорит, что Омская область - «рай для бюджетников». Власти попросту выделяют из своих ресурсов объем, необходимый для поддержания общероссийских стандартов социальных обязательств, что вытекает в лояльность на выборах. А процентовка, в частности, зависит от объема регионального бюджета и численности проживающих на территории.
Так, при большем бюджете и сохранении нынешнего объема трат на социокультурную жизнь Омская область получит возможность больше тратить на ту же национальную экономику, что, естественно, повлияет на процентовку.
Но бюджет Омской области в росте не замечен, и на 2017 год доходы составят около 55 млрд рублей. В таких денежных рамках омским властям и приходится делать выбор. И в преддверии выборов он в пользу социалки, а не в пользу той же экономики. К примеру, в 2017 году сократится бюджет минсельхоза.
«Доля социальных расходов в проекте бюджета на 2017 год составляет около 74% от всех расходов. Но нужно понимать, что пока проект не включает в себя целевые межбюджетные трансферты. На этапе рассмотрения проекта в Законодательном собрании федеральные средства будут учтены и доля соцрасходов изменится.
Выполнение всех социальных обязательств – это приоритет как федерального, так и областного бюджета. В бюджете полным рублем заложена заработная плата в размере почти 25 млрд рублей, социальные выплаты – в размере 9 млрд рублей, взносы за неработающее население в систему ОМС – 9 млрд рублей», - заявил министр финансов Омской области Вадим Чеченко.
Конечно, можно говорить о притянутой «за уши» связи выборов и бюджета. Но можно и посмотреть проект закона «Об областном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов», где заметны разные цифры на социалку, заложенную под формулировкой «публичные обязательства».
«Утвердить общий объем бюджетных ассигнований областного бюджета, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств, на 2017 год в сумме 5 782 002 378,00 руб., на 2018 год в сумме 664 398 624,17 руб. и на 2019 год в сумме 2 860 978 412,80 руб», - говорится в п. 1 ст. 3 проекта закона.
Хотя в министерстве финансов Омской области в свою очередь заявляют о сохранении всех социальных обязательств, отмечая, что цифры в проекте на 2018 год условны и будут пересмотрены в следующем году. Остается только ждать, как повлияют на пересмотр грядущие выборы президента.