В Куйбышевском райсуде продолжаются слушания по скандальному иску депутата Госдумы России Александра Кравца к редакции сайта БК55, издателю Сергею Сусликову. Соответчицей по делу недавно стала и Елена Яровая, бывшая журналистка сайта, которая, вероятно, написала спорную статью.
В небольшом коридоре возле зала суда собирается группа людей - журналист РИА «Омск-Информ» Евгений Яровой, супруг ответчицы, два юриста КПРФ (один как слушатель). Все ждут Наталью Селезневу. С извиняющимися возгласами она опаздывает на 10 минут, хотя от офиса, где юрист работает, до суда метров двести ходьбы.
«Кто вы, я вас раньше не видел, давно представляете интересы в судах?» - интересуется представитель КПРФ.
Селезнева волнуется.
«Я представляю тот самый сайт, который одержал победу над Forbes», - скромничает Селезнева, вероятно, сообщив об одном из немногих процессов, который выиграл БК55 за последние года два.
Идет первое основное судебное заседание. Судья планирует рассмотреть дело по существу, но Селезнева заявляет ходатайство о назначении лингвистической экспертизы. По ее мнению, нужно понять, есть ли порочащая информация в тексте. При этом дело кажется очевидным: подтвердить факт передачи 25 миллионов Кравцу никто не может, и коммунисты организовали свою экспертизу. Ее провели в учреждении при министерстве юстиции. Единственный недостаток - эксперта (с учетом того, что исследование провели за рамками суда) не предупредили об уголовной ответственности. К этой формальности и цепляется Селезнева.
«У каждого журналиста есть свой логин, пароль, под которым он заходит на сайт, - говорит Наталья Селезнева. - Мы говорим: это статья была авторская. Есть аудиозапись разговора с Денисенко, который и заявил про 25 миллионов. Нас подвела журналистка. Она консультировалась с Сусликовым Сергеем Сергеевичем, сказала, что сделала запись. Он ей поверил. У нас никто не отрицал авторство. Она отрицает».
Сама Елена Яровая, которая, вероятно, писала статью под псевдонимом Иван Журавлев поступила мужественно, в стиле БК55 и своего бывшего шефа. В суд не пришла и письменно сообщила, что не автор спорного материала, псевдонимом не пользовалась. Фотограф РИА «Омск-Информ» снимает Селезневу.
«Не надо меня фотографировать - если фото опубликуете, я с вами разберусь», - паникует юрист. Вероятно, вспоминая душещипательные статьи на МС2 по поводу стиля омских VIP-персон.
«На беседе вы же говорили, что под этим псевдонимом писали многие», - указывает юрист Кравца Ирина Юккерс.
Селезнева возмущается.
«Я говорила? - вспыхивает она. - Не было такого. Здесь журналист подвел нас. Разместил сам, не посоветовавшись».
По предположению Селезневой, на момент публикации Яровая в редакции не работала. Зачем тогда журналистке было писать громадную статью, публиковать ее без гонорара - неясно. К тому же спорная статья набрала больше 5470 просмотров, под ней подписались 9 комментаторов. Почему ее появление вовремя не увидела исполняющая обязанности редактора новостной ленты сайта Ольга Ермоленко - еще более запутанная проблема. Судья объявляет перерыв, чтобы разобраться с ходатайством о назначении второй экспертизы.
Судебный спор разгорелся из-за статьи «Теория заговора»: почему «моревские» коммунисты отвернулись от Денисенко?».
Автор статьи дал понять, что «Единая Россия» заплатила главе омских коммунистов Александру Кравцу 25 миллионов, чтобы Олег Денисенко не победил на выборах. Александр Кравец подал в суд на владельца БК55 Сергея Сусликова и потребовал взыскать с него миллион рублей компенсации морального ущерба. Вероятно, за последний год это был единственный «эксклюзив» БК55, который журналисты рискнули опубликовать, не списывая данные с других сайтов.
«СуперОмск» взял на себя право вести журналистское расследование в отношении Сергея Сусликова до тех пор, пока его подчиненные не прекратят списывать новости с «СуперОмска». Сергей Сусликов - издатель, владелец БК55, специализирующегося на «кражах» чужих новостей. В неделю рерайтеры списывают порядка полусотни чужих эксклюзивов. Чтобы не потерять репутацию, рерайтеры прячут подлинные имена и фамилии под псевдонимами. Этой осенью фразу «Воровство» как стиль работы БК55» судьи областного суда признали годной к применению в прессе.