Под конец года игроки рынка недвижимости и представители банков активизировались и теперь усиленно убеждают омичей, что ипотеку можно получить даже с доходом в 20 тысяч.
На пресс-ланче 23 ноября риелторы и представители банков были крайне удивлены результатами исследования национального бюро кредитных историй (НКБИ), что ипотека в Омской области стала менее доступной. Так, по данным за август 2016 года, омская семья должна была зарабатывать 60 тысяч в месяц, чтобы обслуживать ипотеку на 1,6 млн рублей в течение 15,5 лет. Отметим, что годом ранее необходимый уровень дохода для ипотеки составлял на 4,8% меньше – 57,3 тысячи рублей.
Риелторы и работники банков, которые, вероятно, к концу года должны выполнить определенный план по кредитам, в том числе и ипотечным, пытались переубедить корреспондента «СуперОмска», что ипотеку может позволить даже человек с зарплатой в 20 тыс. Кроме того, работники отделов ипотечного кредитования как мантру повторяли, что с 31 декабря 2016 года заканчивается выдача ипотеки с господдержкой.
Директор омского филиала риелторской компании «Этажи» Кирилл Рязанов заявил, что ипотеку может себе позволить семья из двух человек с совокупным доходом в 30 тысяч.
«Мы наблюдаем, что за ипотекой обращаются реально разные слои населения. В основном от 25 до 45 лет. Семья из двух человек с совокупным доходом в 30 тысяч реально может себе позволить выплачивать в месяц по 15 тысяч», - отметил Рязанов.
Начальник центра ипотечного кредитования банка ВТБ 24 Ольга Петрова заявила, что банк может одобрить ипотечный займ и тому, кто в месяц зарабатывает 20 тысяч рублей.
«Нет такого, что клиент в совокупности должен зарабатывать 60 тысяч рублей, чтобы выплачивать ипотеку. Все зависит от его желаний и возможностей. Можно и с 20 тысячами получить решение по ипотеке. Но клиент должен сам осознавать, как он будет выплачивать эту ипотеку, на что он будет жить, оплачивать коммунальные услуги. На самом деле, нет такого понимания, что банки каким-то образом ужесточают условия», - рассказала Ольга Петрова.
Коллега Ольги Петровой из Сбербанка, начальник управления по работе с партнерами и ипотечному кредитованию Юлия Абрамова настаивала, что для Омска ипотека более доступна.
«Мы выдаем порядка тысячи ипотечных кредитов в месяц, поэтому, я думаю, здесь гораздо меньше порог совокупного дохода. Понимаете, у кого небольшой доход, те не будут покупать трехкомнатные квартиры. В принципе все осознают, что они берут. Поэтому ипотека действительно более доступна для Омска. Но есть еще закредитованность омичей. У нас практически нет клиентов, которые приходят без каких-то уже оформленных потребительских кредитов, а бывают и такие, кто приходят и за второй ипотекой», - сказала Абрамова.
Казалось, что спикеры так и манят омичей взять ипотечный кредит. Присутствующие даже рассчитали, сколько заемщик будет платить в месяц при покупке квартиры стоимостью чуть более миллиона. Так, по их подсчетам ежемесячный платеж за однокомнатную квартиру может выйти даже меньше 10 тысяч рублей, что в реальной жизни выглядит скорее фантастично.
Отметим, что это отнюдь не первое за последний месяц мероприятие для прессы, посвященное вопросам ипотеки и недвижимости. Создается ощущение, что риелторы начали акцию по подавлению реакции на прогнозы аналитиков и банкиров о дне рынка, труднодоступности ипотеки и ужесточенных требованиях к заемщикам. Эти заявления еще больше могут отпугнуть и без того небогатое и закредитованное население от попыток потратиться на недвижимость, что делает конец года для риелторов и вовсе безрадостным. Создается впечатление, что маркетинговые призывы «успей до 31 декабря» и т. п., вероятно, также лишь призваны расшевелить рынок – чтобы потенциальные покупатели ощутили, что могут «не успеть», и поторопились.
Отметим, что медиавбросы обычно бывают свойственны избирательным кампаниям, а вот на рынке выглядят симптоматичными, и симптомы эти оптимистичными не назовешь.
Оживлением отрасли занялся даже президент РФ Владимир Путин, который в двадцатых числах ноября рассказал о перспективах снижения ипотечной ставки отдельным категориям граждан.