Ситуация касается подключения частных перевозчиков города к системе ГЛОНАСС. После проведения конкурсов на маршруты в 2013 году предприниматели по контракту обязаны были подключить собственные машины к системе ГЛОНАСС и таким образом интегрироваться в общую систему пассажирского транспорта. В итоге сложилась противоречивая ситуация – большинство перевозчиков не подключены к информационной системе, но департамент не расторгает с ними договоры за нарушение гарантийных обязательств.
Представители дептранса пояснили при разбирательстве в УФАС в декабре 2015 года: муниципальная система «АСУ-Навигация-Омск» разрабатывалась под конкретный прибор «Гранит-навигатор 2.07», а частники в основном использовали другие модели. «Электронного диспетчера» пришлось дорабатывать, и подключить всех в установленные сроки не удалось.
Кроме того, к тому времени утратили силу федеральные нормативные акты, регламентирующие оснащение транспорта геолокационным оборудованием. Иными словами, как исполнять такие требования – неясно. Именно поэтому после обращения перевозчиков горсовет решил, что перевозчики могут предоставлять сведения ГЛОНАСС/GPS добровольно, а не принудительно.
«Большинство перевозчиков предоставляют на электронную почту департамента транспорта по утвержденной форме отчет по данным спутниковой навигации. Фактически подтвердить, что предоставляемые отчеты формируются на основе данных спутниковой навигационной системы, не представляется возможным. С января 2015 года по настоящее время на электронную почту департамента транспорта поступило 2357 писем с отчетами», - говорится в материалах УФАС.
Между тем антимонопольщики скептически отнеслись к доводам департамента – по их мнению, отмена приказа Минтранса РФ к омской ситуации отношения не имеет. Комиссия УФАС посчитала, что дептранспорта не исполняет свои контролирующие функции.
«Это закрепляет на рынке недобросовестных перевозчиков, не исполняющих свои договорные обязательства, взятые на себя при проведении конкурсов. Целесообразно также отметить, что отсутствие контроля за соблюдением расписания, норм вместимости транспортных средств, маршрута движения с использованием системы спутниковой навигации способствует сокрытию от налоговых органов налогооблагаемой базы перевозчиков», - отметила УФАС, подчеркнув, что на момент рассмотрения дела у департамента были все технические возможности.
Антимонопольная служба признала бездействие администрации города и теперь, спустя почти год, вдобавок установила, кто лично понесет наказание. Им оказался чиновник, занимавший с 16.07.2014 по 10.01.2016 должность начальника отдела контроля и перевозок. Имя в документе не приводится, но в указанный период пост принадлежал Игорю Кожухову, ныне – замдиректора департамента транспорта. Ему выписали штраф на 15 тысяч рублей по административной статье.