07:54, 20 декабря 2016Аналитика3299
Мы продолжаем подводить итоги минувшей недели. Мы уже обсудили уничтожение комфортной маршруточной среды для омичей, и теперь поговорим о федеральном тренде.
«Роснефть» провела крупнейшую приватизационную сделку в истории России – 19,5% акций компании были проданы консорциуму, состоящему на паритетных началах из фирмы Glencore и Катарского суверенного фонда за 10,2 млрд. евро. Инвесторы вложили в покупку, как собственные средства, так и привлеченные кредиты от конгломерата банков. Самой популярной версией до последнего был так называемый buy-back – выкуп «Роснефтью» собственных акций, чтобы не сорвать пополнение бюджета. Недавнее размещение «Роснефтью» облигаций на 600 миллиардов рублей рынок воспринял как однозначный сигнал — компания готова купить саму себя.
Комментарий экспертного совета «СуперОмска»: Продажа пакета акций «Роснефти» инвесторам из Glencore (крупнейшей непубличной компании в мире) – событие относительно прогнозируемое, учитывая историю компании, которая традиционно игнорировала все эмбарго и санкции, в том числе при поставках зерна в СССР или в случае продажи советской нефти в ЮАР. В то же время, до последнего момента руководство «Роснефти» создавало информационный туман вокруг сроков и деталей сделки, а на высшем уровне судорожно вырабатывали порядок расчетов, который не привел бы к серьезному дисбалансу на валютных рынках.
Выбор швейцарской фирмы был тем более логичен, что из всех стран Европы только две крупные страны, Швейцария и Норвегия, не будучи членами Евросоюза, не обязаны подчиняться единой санкционной политике. Однако Норвегия является крупнейшим конкурентом России на рынке энергоносителей, в связи с чем уступать ей запасы «Роснефти» было бы равносильно закладыванию под экономику мощнейшей мины замедленного действия. Хотя сумма в 10,2 млрд. евро настолько значительна, что обойтись без привлечения средств нефтяных стран Glencore все равно не смог, создав в этих целях концерн с катарским суверенным фондом QIA на выгодных условиях. Сам Glencore внес в сделку лишь 300 млн. евро собственных средств, тогда как QIA – 2,5 млрд. евро собственных средств, остальные 7,4 млрд. евро заняты у консорциума банков, в т.ч. российских, которые сыграли важную роль страховщика рисков иностранных банков.
Сумма, которую в итоге получил от Роснефтегаза бюджет России, составила 710,8 млрд. руб. Как отметил Дмитрий Медведев, «Хороша ложка к обеду. Сила предложения Glencore и катарского фонда заключалась в том, что они готовы были быстро заплатить». Момент для поступления такого объема ликвидности на рынок рассчитывался особенно тщательно: накануне уже было известно о том, что ОПЕК принял решение о сокращении добычи, и Россия это решение поддержала, имея в виду во многом как раз сделку по приватизации 19,5% акций «Роснефти». В итоге поступившие на рынок средства не вызвали обвала рубля, так как он на фоне решения по ОПЕК начал усиливаться пропорционально росту цены на нефть. В то же время, как раз полученные 710,8 миллиардов позволили не дать рублю слишком усилиться, что привело бы к кратному увеличению его волатильности и к потерям экспортеров.
Кроме того, технически перечисление в бюджет средств от приватизации «Роснефти» совпало с ростом рублевых заимствований банков у ЦБ.
Таким образом, в целом сделка прошла на финансовом рынке почти столь же филигранно, насколько высокоточно в недавнем времени отработали в координации военные и спецслужбы в ходе присоединения Крыма.
Хотя Омск и не входит в перечень ключевых регионов стратегических интересов «Роснефти», но и он сыграл в событии столь беспрецедентного масштаба свою маленькую роль. С 2013 года мэрия Омска и правительство Омской области заключили более десятка контрактов с «Всероссийским банком развития регионов» по кредитованию бюджета. Именно этот подконтрольный «Роснефти» банк, по данным СМИ, стал одним из участников сложноструктурированной сделки по продаже 19,5% акций компании. Тем самым, Омск своими уже перечисленными и будущими процентными выплатами по данным кредитам (по подсчётам «СуперОмска», они за указанный период составляют в общей сложности более 175 млн. рублей) тоже внес свой вклад в сделку. Можно сказать даже, что омичи помогли хеджированию рисков нефтяной компании, став одним из его доноров.
В целом оценивая последствия, можно говорить о том, что Россия научилась обходить санкции США даже по таким крупнейшим проектам, не говоря уже о текущих и менее масштабных. Полученные средства поступили на внутренний рынок, и они станут одним из видов ресурсов, на которые надеются экономисты и политики, говоря о том, что в 2017 году ВВП России перейдет к фазе роста на 1,5 процента, а через три года – выйдет на темпы выше среднемировых. Нефтяной сектор также получит дополнительный инструмент развития, в том числе через кредиторов, которые будут заинтересованы в росте доходности ключевой российской НК, что позволит более эффективно привлекать на отечественный нефтяной рынок технологии, оборудование и другие необходимые ресурсы.
Продолжение – о политическом дзюдо и визите Путина в Японию – скоро на «Суперомске».
- Сюжеты: ИТОГИ НЕДЕЛИ
- Теги: Общество
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзен.
Перейти к другим новостям из категории «Аналитика»Читать все последние новости Омска
Сетевое издание - Региональное информационное агентство «СуперОмск» освещает актуальные новости Омска и Омской области. Мы – достоверный источник, оперативно публикующий информацию обо всем важном, что происходит в регионе. На нашем новостном сайте всегда можно найти самые свежие новости политики, бизнеса, криминала, экономики, происшествий, культуры, спорта, науки, здоровья и образования. На SuperOmsk.ru новости Омска сегодня и всегда готовятся лучшими журналистами. У нас публикуются интервью с известными персонами.
Сетевое издание - Региональное информационное агентство «СуперОмск» поможет вам оставаться в курсе последних событий региона без потери времени!