Мартыненко о проблемах транспорта Омска: нельзя тушить пожар керосином

Завершающим в зимней сессии омского горсовета стало заседание, посвященное транспорту Омска. Ключевым было выступление главы дептранса Алексея Мартыненко, изложившего текущую ситуацию, в которой пребывают муниципальные пассажирские предприятия города. Сейчас наибольшее беспокойство горожан вызывает отмена 27 частных маршрутов, которые обслуживают 500 «ГАЗелей», а также грядущий передел маршрутной сети. Кроме того, остается риск повышения стоимости проезда в общественном транспорте.

«Хор так называемых экспертов регулярно говорит об угрозе транспортного коллапса. Считаю, что нужно сменить риторику обсуждения данного вопроса. Практика многих лет доказывает: нельзя тушить пожар керосином», – заявил директор департамента транспорта.

При этом ситуация на транспорте повторяет 2007 год, когда муниципальные ПАТП были объявлены банкротами по аналогичным причинам – недостатка собственных средства и поступлений из городского и областного бюджетов. По словам мэра Вячеслава Двораковского, проблема сидит глубже и берет начало еще с 1990-х.

Итак, сейчас существуют следующие проблемы муниципального транспорта:

Неэффективная действующая маршрутная сеть. Для маршрутной сети Омска характерна хаотичность – большое количество дублирующих маршрутов, нелегальные перевозчики, а также преобладание ТС малого класса, что приводит к перегруженности дорог. Пассажиропоток в городе не исследовался с 2008 года, за это время появилось уже множество новых микрорайонов. Как отмечает сам Мартыненко, маршрутная сеть Омска формировалась «на коленке».

Износ подвижного состава. 470 из 666 автобусов эксплуатируются более 10 лет, 76 из 149 троллейбусов – более 15 лет, 77 из 90 трамваев – более 20 лет. Износ транспортных средств влечет и большие затраты на их эксплуатацию. Неработоспособные транспортные средства, которые уже нецелесообразно ремонтировать, сдаются на металлолом. В целом изношенность пассажирских ТС составляет 94,5%. При этом для обновления подвижного состава ежегодно требуется по 950 млн рублей, чтобы покупать по 80 автобусов, 15 троллейбусов и 8 трамваев.

Кадровый дефицит и сокращение производственной программы. Сейчас на одно ТС приходится 1,35 водителя и 1,34 кондуктора, что ведет к вынужденному сокращению производственной программы в целях соблюдения режима труда и отдыха. Вопрос переработок сотрудников ПАТП встал особо остро после ДТП на Сыропятском тракте, произошедшего из-за плохого самочувствия водителя. Нехватка кадров вызвана же тяжелыми условиями труда при низкой зарплате – 26,2 тысячи у водителей и 13,8 тысячи у кондукторов.

Рост кредиторской задолженности и недополученные доходы. К 21 декабря долг предприятий составляет 328,4 млн рублей, в том числе по налогам – 275,2 млн, за ГСМ – 39 млн, за электроэнергию – 14,2 млн. В свою очередь транспортникам остается должна мэрия, которая в текущем году покрывает задолженность за 2012-14 годы. Так, к 1 января 2017 года долг администрации составит 142 млн. При это из-за заниженных тарифов и, соответственно, цен на проезд в 2013-14 годы пассажирские предприятия недополучили 366 млн рублей по доходам – к настоящему моменту в плюс смогли выйти только два из пяти муниципальных пассажирских предприятий Омска, ПП-7 и ПП-8.

Когда проблемы обозначены, встает вопрос не «кто виноват?», о чем вопрошали городские депутаты, а «как решать?», чтобы не обанкротить городские ПАТП вновь. По словам Алексея Мартыненко, меры для поддержания и сохранения муниципального транспорта принимаются уже давно, за счет чего удалось за несколько лет сократить расходы ПАТП на 200 млн.

Дополнительные доходы же для транспортников планируется изыскать за счет сокращения 27 дублирующих частных маршрутов и приватизации неиспользуемого имущества ПАТП. Так, предполагается включить в программу приватизации территории бывшего ПП-1 и «Электрического транспорта» на Ватутина, что принесет дополнительно 153 млн рублей, а также исключит затраты на содержание данных площадок. Кроме того, в будущем стабилизировать финансовое положение транспортных предприятий может изменение маршрутной сети. Исследование пассажиропотока в Омске потребует привлечения специализированной организации и порядка 2 млн рублей, которые уже заложены в бюджете-2017.

Кроме того, ПАТП могут зарабатывать, сдавая в аренду гаражные боксы и транспортные средства, а также размещая рекламу на бортах автобусов, что практикует ПП-8.

Решения прочих же проблем пока не обозначены. Пополнить подвижной состав возможно только при поддержке из облбюджета, а пополнить кадровый состав – только если оставшиеся без работы 500 газелистов пойдут не на пикеты, а в муниципальные ПАТП.

Тем временем частные перевозчики, чьи маршруты будут отменены, пошли в суд отстаивать свои маршрутные карты, и один из таких судов уже был проигран, потому как формально дептранс имел право расторгнуть договор в одностороннем порядке. Некоторые допускают и проведение акций в протест сокращения маршрутов, другие прогнозируют, что омичам придется часами дожидаться транспорта на остановках.

Мэрия от своих планов отказываться не намерена, как и сдвигать их на весенний период, а РЭК уже приняла тариф на проезд, который составил в среднем 29,91 рубля. При этом он был утвержден без учета приобретения новых транспортных средств для обновления автопарков ПАТП. При таким тарифе и сохранении цены проезда в Омска на уровне 22 рублей на покрытие межтарифной разницы потребуется 516 млн рублей – 251,1 млн уже заложен в бюджет на 2017 год, еще 265,5 млн мэрия обещала изыскать.

Перейти на полную версию сайта