- Почему реформирование маршрутов было воспринято омичами столь негативно, может быть, горожанам просто не разъяснили причины такого решения?
Причин, почему поднялась такая волна негатива, как всегда бывает, несколько. Предлагаю вместе рассмотреть эту ситуацию с позиции фактов. Я просто буду приводить некоторые тезисы, мы вместе будем искать ответ, правда это или вымысел, ну а выводы в итоге Вы сделаете сами.
Факт первый: никаких 27 маршрутов никто не сокращал! Открываем информацию на сайте администрации, которую растиражировали все СМИ. С формальной точки зрения - всё написано правильно, но для жителей города информация некорректная, я бы сказал – взрывоопасная ложь. Вот пример – закрывают маршруты 6 и 8. Естественно, волна возмущения! Но в документе речь идёт о формальном закрытии муниципальных маршрутов, которые по факту уже отсутствуют несколько лет, а не о «коммерческих» маршрутах 6Н и 8Н, которые сейчас возят пассажиров и которые, кстати, усилили – и по количеству, и по вместимости. Поэтому это просто была юридическая формальность, а представляете, как пассажиры это восприняли?
Смотрим далее - 18 маршрут. Уже в течение нескольких лет на этом маршруте работало 2-3 машины, потому что, когда запустили маршруты № 434 и № 550, этот маршрут стал частью их и «умер» сам по себе. Получается, что по факту этого маршрута уже не было года три. Примерно такая же ситуация была с маршрутом 382, т. е. там оставалось 5-6 машин на весь маршрут, плюс несколько машин – развалюх-«нелегалов». Он просто не выдержал конкуренции с другими на направлении «Вокзал – Нефтяники». Аналогичная ситуация была с маршрутом 336, он был полностью дублирован маршрутом 434, и последний год на нем работало не больше 3-4 машин. Дальше, на 209-м маршруте тоже работало от 3 до 5 машин, потому что за восемь лет существования этого маршрута его так и не смогли «раскатать». 306-го маршрута в течение последних 3-х лет, по сути, и не было, его «съел» маршрут 73Н, а 311 закрылся после того, как стал ходить 99-й.
Если мы ещё рассмотрим, какие из отменённых маршрутов на 90-100% дублировали параллельные, то станет ясно, какой в итоге «ущерб» нанесён маршрутной сети.
Что имеем в сухом остатке: из 27 маршрутов, прописанных в документе, как минимум два было не действующих муниципальных, но об этом ни слова не было упомянуто в СМИ, а 7-8 маршрутов либо уже не работало, либо на них работали ничтожно мало - от 2 до 5 машин. Многолетняя конкуренция доказала, что эти маршруты нежизнеспособны. Из оставшихся – большинство маршрутов дублируются, и, совершенно точно, прежде чем попасть в этот список, прошли через обследования, расчёты и всестороннее обсуждение, в том числе и с перевозчиками, которые на этих маршрутах работали.
Что касается информирования населения. Вы сами всё увидели на примере. Что нужно пассажиру? Знать, что отменили фактически. Понимать, чем заменили, и какой путь ему предложен. А если в идеале, то жители города должны чётко представлять, что, с какой целью меняется в городе и как это отразится на их повседневной жизни. Это позволит избежать и ненужных волнений, и провокаций, которыми изобилуют современные СМИ. Всё должно быть просто, понятно и доступно: куда идём, зачем идём, что ждёт нас на этом пути?
- Пожалуй, больше всего недовольства вызвала отмена 322-го маршрута.
Давайте опять «плясать» от фактов.
Вот пример: прокуратура начала проверку правомерности отмены маршрутов в том числе по письму, в котором женщина жалуется, что ее ребенок два дня не мог уехать в школу, потому что по два часа ждал на остановке и не мог сесть в транспорт. Не мог сесть на остановке «Школа 110» и уехать в сторону 21-й Амурской. Так вот заглядываем в «чёрный» список и видим... что там ничего не сокращали. Со Старой Московки в Амур ничего не сокращали.
Что же касается 322-го. Открываем карту. Внимательно читаем и слушаем «жалобы» пассажиров. Вымеряем все расстояния «рулеткой» от остановок до указанных домов и делаем собственные выводы...
Вам предлагали подписать петицию за возвращение отменённых маршрутов? Давайте почитаем её вместе, внимательно. Открываем 2Гис. Заметили, что в петиции все маршруты перепутаны? Номера маршрутов? Улицы? Смотрим внимательно каждую «претензию», проверяем факты. У Вас нет ощущения, что автор петиции слабо понимал, о чём он вообще пишет? И в итоге у нас речь сейчас идет не о том, что стало хуже, а о том, что люди стали возмущаться.
Вот люди жалуются, что теперь на морозе автобус надо ждать по 30-40 минут. Где, покажите? Открываем официальный портал информирования пассажиров.
На указанном маршруте движутся более 30 автобусов. Интервал между ними около 3-4-х минут. Что видим? Там, где были отмены, у нас нет ни одного маршрута, где интервал движения превышает 7-10 минут. Да, возникли несколько проблем с отменой некоторых прямых маршрутов. Есть два-три направления, где понадобятся пересадки, но и это временно. Так, например, из поселка Кордный теперь нельзя напрямую добраться до МЕГИ, а с 10 лет Октября на Берёзовую. Да, это, как говорится, «косяк», и департамент транспорта будет решать этот вопрос в ближайшее время.
Еще смотрим жалобу. Люди возмущаются, что из Чкаловского поселка убрали (цитата) «обе маршрутки 311 и 378 до Левого берега». Давайте будем честными. 311 маршрутки не существовало с 2013 года, а на 378 маршрутке в последнее время ходило не больше 5-6 машин, из которых почти все – старые ГАЗели. Но их же там всего не «обе-две до Левого берега». С Чкаловского поселка на Левый берег идет 99-я маршрутка с интервалом в 4 минуты, 212-я маршрутка с интервалом в 5 минут и 23-й автобус ходит с интервалом в 18 минут. А еще не забудем 470 маршрут. Итого больше 80 машин.
Смотрим дальше. Отменены маршрутки № 371 и № 374 с Левого берега в район ж/д вокзала, которые проходили через остановку Ватутина. Но вместо них продлили маршрут 418 через Восточную до Дергачева. Да и троллейбус 7 никто не отменял.
В результате всех изменений из Амурского до нефтезавода можно доехать на 29-м автобусе, а на изменённом маршруте 276-м теперь можно доехать с Амурского поселка до Лукьяновки и до Николаевки через Заозёрную и СибАДИ. Но не пишут в «петиции» о том, что создано новое сообщение и что жители этих посёлков теперь без пересадок могут доехать.
Что касается 69-й маршрутки, то альтернативой остался автобусный маршрут № 69 и коммерческий № 335, маршрут которого продлили до улицы 1 Мая.
Вот просят вернуть 509-й, но ведь его не было официально никогда! Целый «нелегальный» маршрут работал от маститого перевозчика.
Закрыт нерентабельный маршрут 50, но вместо него добавлены машины на коммерческий № 225 (до интервала 5 минут), и теперь он обслуживает проездные.
Мы вместе посмотрели петицию и комментарии к ней, сравнили, как обстоят дела в реальности. По факту бОльшая часть претензий - придумки и враньё. Кому-то очень выгодно нагнетать истерию, выставляя меры наведения минимального порядка за новый транспортный апокалипсис.
В Омске на данный момент осталось около 500 единиц живых и полуживых автобусов большого класса. Их мало, но они составляют «хребет» городского транспорта, который справляется с пиковыми нагрузками. Если мы не создадим условия, чтобы эти автобусы начали сами себя окупать, причём как муниципальные, так и частные, то через полгода-год город останется без вместительных машин. А к чему это приведёт – тема отдельного разговора.
- А в других городах страны как решаются подобные проблемы?
Я бывал во многих городах-миллионниках, где-то жил по несколько лет. И, естественно, изучал работу местного транспорта. Моё убеждение, подкреплённое цифрами: в Омске лучшая ситуация с транспортной доступностью для населения. Поясню: ни в одном сопоставимом по размеру городе нет столько маршрутов, обеспечивающих поездки без пересадок (около 90%), нигде в наземном транспорте нет интервалов по 3-4 минуты, нет такого количества подвижного состава. В этом смысле транспортный коллапс нам точно не грозит. У нас другая опасность: избыток микроавтобусов буквально «затыкает» центральные магистрали, остановки не справляются с потоком. Если не принимать меры, то скоро мы будем «хорошо стоять» часами в пробках, при всей нашей насыщенной маршрутной сети. Именно от этой беды призвана спасти реформа транспорта, а никак не желание «загнать» пассажиров в муниципальные «развалюхи».
А любителям порассуждать о метро, предлагаю подумать вот о чём. Если б в Омске всё-таки было метро, то построили бы сначала станцию «Библиотека им. Пушкина» и «Заречная». А их же надо как-то окупать. Все автобусы с правого берега подъезжали бы к остановке «Библиотека», высаживали всех, люди спускались бы в метро, переезжали на Левый берег, выходили и садились бы уже там на транспорт по Левому берегу. И платили бы тройную цену. И так несколько лет! Пусть эта картинка Вас вдохновляет. Это я к тому, что да, есть сейчас по некоторым пунктам перекос, но стоит помнить, что ни в одном городе страны нет такого количества беспересадочных связей. Для Омска, как для города-миллионника, расчётный норматив 2 пересадки за одну поездку. Помните об этом, когда захочется выразить очередное возмущение.
- Прокуратура уже сообщила о проведении проверки на предмет возможных коррупциогенных факторов при отмене маршрутов.
Прокуратура обязана реагировать на жалобы, исходящие от «заинтересованных лиц». В новом 220-м законе, регулирующем работу транспорта, не прописаны критерии, по которым можно оценивать маршрут, там просто указано, что регулятор, т. е. дептранспорта, обязан создать Документ планирования, устанавливающий и отменяющий маршруты. Жалобщики всегда пишут, что никаких обследований проведено не было, а маршруты отменены произвольно. Но даже мы за время беседы уже смогли увидеть массу обоснований по тому или иному маршруту. Естественно, что в текущей работе дептранса ведется ежедневный мониторинг работы каждого маршрута и перевозчика. Есть данные по всем маршрутам, улицам, остановочным пунктам. Кто перевозчик, сколько работает, сколько машин, какого класса, сколько легальных, сколько нелегальных, сколько жалоб, кто выполняет условия перевозок, кто жульничает. Этих данных вполне достаточно для корректных расчётов и выводов.
В ближайшей перспективе есть надежда получить массив данных по пассажиропотокам в результате масштабного обследования, но его результатов ждать еще полгода-год, а убирать явные перекосы маршрутной сети нужно уже сейчас. Да, можно согласиться, что есть какие-то погрешности и неточности, но та негативная реакция, которая последовала за отменой маршрутов, явно гипертрофирована, и, судя по выводам из нашей беседы, скорее всего, является следствием целенаправленной провокации.
- Сейчас какие шаги следует предпринять?
На первом этапе нужно проанализировать плюсы и минусы от предпринятых шагов и, возможно, провести точечную коррекцию.
Второе: нужно обратить особое внимание на информационную политику департамента, потому что большее число возмущений пассажиров связано не с конкретными изменениями, а с некорректной подачей информации в СМИ.
Департамент транспорта открыт для всех и любой желающий может позвонить и прийти на приём с вопросом. Но надо работать на опережение, а не постфактум, когда уже что-то случилось и начались какие-то вопросы. Нужно, активно используя СМИ, доносить повестку работы департамента до жителей города.
Ну и конечно, нужно проводить обследование и двигаться дальше. Транспорт – всегда острая социальная тема. Главное, чтобы он не стал разменной монетой в политических и коммерческих интригах, а достойно выполнял свою роль – удобно, быстро и безопасно позволял нам перемещаться по пространству любимого города.