Арбитражный суд Омской области обнародовал решение по иску ПАО «Омский каучук» против регионального управления Федеральной службы судебных приставов. Интересно, что в судебных слушаниях от лица ответчика выступил в том числе и сам глава управления Владимир Витрук.
Приставы в 2015 году взыскивали с завода более 98 млн рублей по долгу перед «Омскводоканалом» и арестовали большой объём изопропилбензола на общую сумму свыше 56,8 млн рублей. Это промежуточный продукт производства фенола и ацетона, который зачастую используется нелегальными АЗС как присадка для повышения октанового числа бензина. «Омский каучук» по своей инициативе продал небольшую долю химикатов в счёт погашения долга, остальное через Росимущество передали на торги.
15 сентября 2015 года внезапно выяснилось, что более 1,42 млн литров вещества (это 17 железнодорожных цистерн) кто-то украл с охраняемой базы. По факту преступления полиция возбудила уголовное дело. Вещество частично удалось найти в Кемеровской и Новосибирской областях. Впоследствии по обвинению по статье «Мошенничество в особо крупных размерах» был арестован А.Н.Сидоренко. Эти ФИО совпадают с инициалами генерального директора ООО «ОмТрансБитумПродукт» - фирмы, которая выступала одним из посредников при хранении пропавшего изопропилбензола.
В соответствии с законом приставы потребовали компенсировать стоимость похищенного (51,4 млн рублей) или вернуть товар. Росимущество добровольно этого не сделало, поэтому УФССП взыскало деньги через арбитражный суд Омской области. В апелляционной инстанции эту сумму уменьшили до 43,683 млн рублей. Причина этого в особенности процедуры торгов: было установлено, что Росимущество не смогло реализовать химикаты в месячный срок, поэтому в соответствии с законом начальная цена продажи была уменьшена на 15 процентов.
Возместить стоимость украденного, в свою очередь, от УФССП потребовал «Омский каучук» (но уже в рамках нового арбитражного дела). Стороны не сошлись в оценке стоимости изопропилбензола, поэтому пришлось проводить экспертизу. Причем - сразу в двух специализированных учреждениях, поскольку, как пояснили представители завода, стоимость химиката «сложно определить ввиду его ограниченного обращения на рынке».
В первом случае сотрудники Омской лаборатории судебных экспертиз Минюста пришли к выводу, что невозможно определить абсолютную стоимость изопропилбензола – продукция, действительно, весьма специфична и реализуется лишь несколькими предприятиями. Цена определяется в зависимости от условий конкретной поставки. Удалось лишь выяснить, что аналогичный химикат бельгийского производства стоит 1706 руб. за литр. Во втором исследовании, проведенном ООО «Бюро судебных экспертиз», рыночная стоимость была определена в 49,22 рубля за литр. Поскольку оценка самого «Омского каучука» была ниже обеих экспертных – 40 рублей – суд ее принял.
Когда результаты экспертизы поступили в дело, приставы с ней не согласились и заявили о фальсификации, но затем от своих слов отказались. А 18 января УФССП предоставило платежки о поступлении от Росимущества тех самых 43,683 млн рублей и соответственно переводе их на счёт «Омского каучука». Истец уменьшил требования на эту сумму, в итоге заводу присудили оставшиеся 7,708 млн рублей.
Приставы ссылались на решение по первому иску, утверждая, что 43,683 млн рублей – это и есть все необходимые деньги, но суд эти доводы отклонил.
«…в случае реализации спорного имущества по цене 43 683 404 руб. произошло бы гашение требований взыскателей лишь на указанную сумму, в то время как истец погасил задолженность в рамках исполнительного производства в полном объеме, то есть понес реальный ущерб на сумму выбывшего из его владения имущества по состоянию на 11.03.2015.», - говорится в материалах дела.
Дополнительно УФССП должен выплатить заводу 123 тыс. рублей госпошлины и 38500 рублей за экспертизу. Решение не вступило в силу, обжаловать его можно в месячный срок.