ИТОГИ НЕДЕЛИ: кандидаты в мэры Омска, кризис в «Пятом тресте» и «слив» инсайдов в Telegram

Кого выставят на мэрскую гонку омские политические группировки?

7 февраля стал известен первый претендент на кресло мэра Омска: кандидатом в градоначальники от регионального отделения КПРФ стал экс-депутат ЗС Омской области Виктор Жарков. Он уже имеет опыт участия в выборах мэра - пять лет назад пытался составить конкуренцию нынешнему градоначальнику Вячеславу Двораковскому, но однако проиграл с отрывом в 20% голосов. Шансы на свою победу Жарков оценивает трезво – в числе городских депутатов у него есть немало сторонников, и, если главным принципом для депутатов горсовета не станет партийность, за него могут отдать свои голоса не только оппозиционеры, но и единороссы.

Поскольку уже менее чем через месяц станет известен состав комиссии, которая будет выбирать градоначальника, то в прессе стали всплывать фамилии других кандидатов, впрочем, все они уже озвучивались ранее. Это глава омского филиала Сбербанка Игорь Меркулов, директор «Омскводоканала» Сергей Шелест (якобы его лоббирует депутат ГД Андрей Голушко) и депутат ЗС Игорь Антропенко.

Комментарий экспертного совета «СуперОмска»: начало фактического выдвижения кандидатур на пост мэра началось с фальстарта коммунистов, заявивших о поддержке президента ГК «АвтоКам» Виктора Жаркова. Трижды проигравший знаковые выборы, одни из которых – собственно прямые самого мэра, Жарков явно сыграл роль «политического штрафбатовца», первым выйдя на непристрелянную «поляну». Остальные партии и силы, влияющие на ход процесса, осторожно заявили о том, что нужно хотя бы дождаться утвержденных требований к кандидатам. Коммунисты же «взяли быка за рога», и, отлично понимая, что шансов у них все равно никаких, выдвинули на это явно провальное дело Жаркова, которому в любом случае нечего терять и который известен склонностью к политическим скандалам по любому поводу, вплоть до возражений на ограничение времени продажи алкоголя. Теперь, если даже сам Жарков не подойдет под разрабатываемые требования, это лишь даст ему лишний повод для протестной риторики.

В действительности же можно выделить имеющие реальные шансы три группы влияния, более или менее определившиеся со своими креатурами, которые контролируют омскую политическую и административную «надстройки» и будут путем взаимного шантажа и уступок лоббировать нового главу города. Ниже приводятся потенциальные выдвиженцы данных группировок в порядке уменьшения шансов.

Депутат областного Законодательного собрания Игорь Антропенко. Лоббируется первым зампредом областного правительства Андреем Новоселовым, традиционно считающимся представителем интересов энергетиков (кроме того, по данным СМИ, имел в свое время общие с семьей Антропенко бизнесы). Эту же версию подтверждает то, что, по информации «КВ», Игоря Антропенко якобы уже согласовал на личном приеме у Сергея Неверова другой омский представитель энергетического лобби, бывший первый зампред Вячеслав Синюгин. Другой «энергетик» Станислав Гребенщиков, по данным инсайдеров, в принципе не готов менять нынешнее удобное место на публичную деятельность с персональной ответственностью.

Данным о том, что Сергей Неверов уже поддержал Антропенко, противоречит другая версия, согласно которой поддержкой друга Неверова, депутата ГД Голушко, пользуется гендиректор «ОмскВодоканала» Сергей Шелест. Да и сам Андрей Иванович как бы невзначай, но очень вовремя обронил, что будущий мэр – это человек, который «понимает, как город будет выглядеть, сильный хозяйственник». Прямые связи бизнесов Голушко с Леонидом Полежаевым не отслеживаются, однако, даже по данным «ПанамаГейта», первые офшоры семьи Голушко возникли ровно 20 лет назад – как раз в тот момент, когда сам Андрей Иванович начал курировать областные финансы.

Ни для кого не секрет и то, насколько плотно взаимодействовали Голушко и Полежаев в последние годы как в информационной сфере, так и в кадровых вопросах. А учитывая, что они имеют прямые выходы как на Неверова, так и на Тетянникова, сомневаться в том, что «Единая Россия» может выдвинуть именно Шелеста, не приходится. Не случайной представляется и активность самого готовящегося на покой мэра Двораковского, очень вовремя «пошантажировавшего» губернатора тем, что он еще «посмотрит» и может вновь выдвинуться в мэры. Учитывая колоссальный антирейтинг Двораковского, это означает в случае сохранения им поста верный провал «Единой России» на выборах в горсовет со всеми вытекающими последствиями для политического блока губернатора – самому Виктору Назарову это мало чем грозит, а вот его кураторам выборов очередной осечки администрация президента может и не простить.

Главным образом представлена управляющим Омского отделения № 8634 Западно-Сибирского банка Сбербанка России Игорем Меркуловым, которого негласно поддерживает еще один выходец из Сбербанка - заместитель председателя областного правительства Владимир Компанейщиков (он, собственно, и провел схему двухступенчатых непрямых выборов мэра). Судя по резкому усилению позиций «энергетического лобби» и «ловушке», расставленной экс-губернатором при поддержке действующего мэра, у «сбербанковских» остается все меньше пространства для маневра.

Также падающие шансы призван засвидетельствовать распространяемый Андреем Голушко слух о том, что сам он якобы уже прошел согласование на пост губернатора «у Миллера и Грефа» и только силовики по-прежнему его «не пускают». Возможно, слух должен показать, что все более заметное отсутствие в «мэрской гонке» «креатуры Газпрома» объясняется тем, что Алексей Миллер не желает конфликтовать с «будущим губернатором». Ну а в том, что Голушко всегда договорится с Грефом, он, видимо, даже не сомневается.

Помимо указанных групп влияния нельзя снимать со счетов и некоторые другие. Например, постепенно уходящую в тень «техуглеродовскую» креатуру депутата горсовета Юрия Федотова или таких «перезревших» представителей бюрократической номенклатуры, как первый вице-мэр, директор департамента городского хозяйства Сергей Фролов. Нельзя хотя бы потому, что в случае, если указанные выше основные группы влияния заблокируют друг друга, Фролов останется и. о. мэра до момента, пока комиссию сформирует уже новый состав горсовета. Это значит, что он получит на руки политические козыри на несколько месяцев, в течение которых более чем в состоянии самостоятельно начать играть роль в указанных процессах.

Важно понимать, что решающей, по сути, окажется позиция областного правительства и губернатора, пока однозначно не высказавших свою поддержку какой-либо из кандидатур. Не только формально в силу того, что в комиссии выборщиков глава региона имеет половину представителей – 6 из 12. Как перешедший из бизнеса в чиновники Виктор Назаров понимает, что предпринимателям, не искушенным в работе аппарата исполнительной власти, будет невероятно трудно войти в колею градоначальника, где нужно разбираться в тонкостях межбюджетных отношений, сложившихся правилах документооборота, нюансах и пробелах законодательства и десятках других нюансов.

Кроме того, без поддержки областной власти новый мэр рискует либо окончательно завалить городское хозяйство, не имея материальных ресурсов, либо стать жертвой несовершенного законодательства, будучи беззащитным перед угрозой уголовных дел. Поэтому вовсе не исключено, что в итоге губернатор сделает ставку на опытного аппаратчика. Среди таковых, естественно, наиболее высокие шансы у того же Фролова, который до поста вице-мэра дошёл через руководство и департаментом в мэрии, и Кировским административным округом. Есть и вариант, что в последний момент выдвинут претендента, неизвестного сейчас широкой публике, но прекрасно владеющего профессией чиновника.

 

Станет ли «Пятый трест» вторым «Мостовиком»?

Руководитель «Трест-5» Борис Медведев на минувшей неделе дал откровенную пресс-конференцию, на которой рассказал об уголовном деле против него и проблемах своего предприятия. Сейчас строителя подозревают в уклонении от уплаты налогов. По версии следствия, бизнесмен утаил от налоговой службы свыше 16 миллионов рублей. Сам Медведев утверждает, что у него было три пути: возможные уголовные дела по невыплатам зарплат сотрудникам, по невыполнению обещаний перед дольщиками и по уклонению от уплаты налогов. В итоге он выбрал третье, чтобы не пострадали подчиненные или покупатели квартир.

Сейчас на предприятии до сих пор имеются долги по зарплате за 2016 год, а московское ООО «Термо» подало на банкротство «Трест-5». Медведев уверен, что компания сможет пережить кризис в случае роста в сфере недвижимости: нереализованные квартиры в уже сданных и полностью готовых для заселения домах оцениваются в 530 млн рублей при общих долгах «Пятого треста» в 230 млн. Проблема пока в отсутствии спроса на квартиры.

Комментарий экспертного совета «СуперОмска»: вероятность банкротства «Треста-5», конечно, существует, хотя пока она не слишком велика. Его показатели (введено в прошлом году 40 тыс. кв. м из 630 в городе и 750 тыс. – в регионе), история фирмы (от Торгового центра «Омский» и СКК им. Блинова до нынешних «Золотого зуба» и «Высоцкого»), прямой характер заимствований (даже в кризис – положительная работа с состоятельными дольщиками) – все это в целом свидетельствует в пользу устойчивости фирмы, о чем говорят и неплохие до 2016 года показатели (в 2014 году – 42 млн руб. чистой прибыли, в 2015 году – 25 млн руб.). Но в отношении фирмы сработала выбранная ею же недиверсифицированная бизнес-стратегия, ставка на жилье и офисы элит-класса, точечная застройка в перегруженном жильем центре, – то есть именно на тот сегмент, который сильнее всего пострадал от кризиса.

В итоге данный кризис оказался дольше, чем позволяли пережить ресурсы компании, и, поскольку уже в его разгаре диверсифицировать бизнес-стратегию не представлялось возможным, а ресурсы были полностью пущены в оборот, в итоге неизбежно возник кассовый разрыв и пришлось латать «тришкин кафтан». В этом сходство с ситуацией «Мостовика» (правда, в случае с «Трестом-5» кредиторы – не банки на десятки миллиардов, а тепловые компании на миллионы, но и порог чувствительности тут совсем другой).

Другое дело – форма реакции на кризис. Шишов отлично понимал, что происходит, за много месяцев до публичного предъявления оферт банками, но использовал все это время на аппаратные игры, вовлекая в свою проблему все новых и новых людей, вынужденно проходящих теперь по его делу, но уже не свидетелями, а соучастниками. До сих пор он отказывается признавать свою вину по многим обвинениям, подставляет того же Поплавского, уже публично называющего его психом, и каждые несколько месяцев вновь и вновь примеряет роль «пострадавшего за правду», которому чуть ли не сам Путин дал добро на нарушение законодательства.

В отличие от него Медведев провел грамотный «антикризис»: при всех заявлениях о том, что он не выдает тайны следствия, как раз его брифинг с четко выстроенной логикой очень даже неплохо воздействовал на информационное пространство, вынудив вспомнить, что такое «Трест-5» и каковы объективные причины, доведшие его до вынужденных налоговых нарушений. В этом – главное отличие от «Мостовика», который так и не разработал никакой антикризисной стратегии. Вынудит ли это кого-то подумать о том, чтобы не торопиться «резать» одну из последних «дойных коров» региона, или, напротив, заставит «спустить всех собак», покажет уже реакция силовиков и надзорных органов в ближайшие недели.

 

В Омске осваивают технологию «слива» через Telegram

Популярный нынче тренд на озвучивание политических инсайдов через анонимные каналы в Telegram – «Незыгарь», «Вертушка АТС1», «Методичка» и другие – похоже, наконец докатился и до Омска. В СМИ, как любят писать омские журналисты, «просочилась» неподтвержденная информация о бюджете омского отделения КПРФ на 2017 год. Неназванный источник утверждает, что на минувшем пленуме была расписана сумма в 14 млн рублей. «Слив» категорически опроверг первый секретарь Омского обкома КПРФ, депутат Госдумы Александр Кравец – мол, сбор средств на 100-летний юбилей Великого Октября еще идет, ни суммы, ни источники до конца еще не определены. Данные же о 14 миллионах, по его словам, «самодеятельность».

Комментарий экспертного совета «СуперОмска»: Феномен Telegram и вирусных сообщений в других мессенджерах пока не имеет в Омске серьезного развития. Указанные сообщения о КПРФ в Telegram набрали не более нескольких десятков просмотров. Ограничиваются они нежеланием пользователей пересылать данную информацию ввиду ее, во-первых, кулуарного характера, не интересного массовому пользователю, а во-вторых, явно «чернушного» характера, в силу чего мало кто рискует косвенно «подписываться» под подобными сообщениями, даже просто пересылая их.

Медиавирус же для своего успешного распространения должен быть либо исключительно позитивен, либо интересен большинству, а лучше всего – и то, и другое. В этом случае плюс использование более массовых мессенджеров (Skype, Viber, лучше всего в настоящее время – WhatsApp) вирусы, по опыту других регионов, могут за считанные часы «покрыть» до половины электората территории, даже с «чернушным» контентом, маскирующимся под полуправду или запрещенную правду, и практически всех избирателей среднего возраста – в том самом случае «интересного всем позитива».

Поэтому Telegram в его представленном в данном случае виде может быть интересен только «ВИПам», вместо реальной работы позирующим друг перед другом использованием «гиковских фишек», сливающим друг на друга компромат в борьбе за «бюджеты» предстоящих выборов, но никоим образом не понимающих, как реально работает медиапространство, как на нем используются непрямые технологии, ведется системная работа инструментами «интернет-ферм» и тому подобное.

Тем же, против кого подобные явно чернушные вещи используются, они часто наносят не вред, а, напротив, делают непрямую рекламу и вырабатывают у них «информационный антидот» на компромат. Тем более что сумма в 14 миллионов для парламентской партии в год выборов в горсовет как раз выглядит с точки зрения любого специалиста очень и очень скромно.

Вряд ли на этом фоне стоит опасаться в этом году массового использования в Омске мессенджеров в качестве ключевого инструмента предвыборной борьбы – сама постановка вопроса пока свидетельствует о том, что местные и «интересующиеся» Омском специалисты имеют недостаточно опыта в использовании персональных мессенджеров и социальных сетей и вряд ли получат нужный в ближайшие несколько месяцев.

Перейти на полную версию сайта