С наступлением весны активизируются омские политические силы, планирующие «оккупировать» городской Совет. Действующие депутаты неожиданно взялись за целый ворох социальных проблем, изображая в этом направлении бурную активность, а потенциальные кандидаты в народные избранники все чаще делают громкие заявления и мелькают в СМИ.
С начала марта вступят в борьбу претенденты на «единороссовскую» поддержку. Несмотря на готовый список согласованных кандидатов, в каждом из округов найдутся два-три кандидата, желающие побороться на праймериз. На победу в этой «крапленой» политической игре нерукопожатные кандидаты вряд ли рассчитывают, однако сделать эффектный старт избирательной кампании уже в марте они, без сомнения, смогут.
Прогноз экспертного совета РИА «СуперОмск»:
борьба за этот созыв будет еще более жаркой, чем за прошлый. Грядут транспортная и мусорная реформы, сулящие весьма неплохие прибыли интересантам. Не решены вопросы с лакомыми кусками земли, например, у парка Победы. До сих пор нет решения по «Омскэлектро». Все эти направления привлекательны для депутатов-бизнесменов, которые через профильные комиссии могут существенным образом влиять на эти процессы. Пока на слуху следующие группы:
«Провластные кандидаты» - вероятно, костяк претендентов, которых поддержит власть, будет состоять из действующей фракции «Единая Россия» в горсовете. Естественно, на этих кандидатов будет работать весь административный ресурс и подконтрольные СМИ.
«Кандидаты от Андрея Голушко» - изначально политик был близок к власти и мог рассчитывать на попадание основных его креатур в топ-лист. Однако чрезмерная активность депутата Госдумы, как говорят, отдалила политика от губернатора, который перестал безоговорочно поддерживать все его начинания. По всей видимости, лишь некоторые из предложенных кандидатур войдут в заветный список. Под ружьем у Голушко и бизнесмены, и журналисты, и деятели культуры, поэтому его список обширен и разнороден. Возможно, о кандидатах в «список Голушко» мы подробнее узнаем на пресс-конференции, которую депутат Госдумы запланировал на понедельник.
«Группа Сергея Морева» – предпринимателю традиционно интересна омская политика. Вместе с тем у Морева, по некоторым данным, не так много ресурсов по сравнению с предыдущими годами. Вероятно, кандидаты, поддерживаемые предпринимателем, будут на некоторых округах. Возможен альянс Морева с представителями других политических кланов.
«Новый город» Валерия Кокорина» – судя по активизации общественной организации, миллиардер снова решил насытить горсовет своими людьми. Плацдармом для него станет Кировский округ. В этот раз, помимо ближайших родственников, в составе «списка Кокорина» ожидают появление его сподвижников по бизнесу.
Возможно, в ближайшее время мы увидим торг депутатскими билетами от КПРФ. Коммунисты в коем-то веке имеют неплохие стартовые позиции и на фоне низкой явки способны мобилизовать свой дисциплинированный электорат, обеспечив победу своим кандидатам. Этот актив партийцы явно захотят монетизировать. Поэтому некоторые известные кандидаты, которые ранее не демонстрировали симпатий коммунистической идеологии, неожиданно пойдут на выборы под красными знаменами.
Серьезным соперником у весьма денежных политических групп могут стать общественники. Так, возможно, в предвыборную гонку вступят активисты «Оплота». Во всяком случае, организация уже более двух лет занимается социальными проблемами и находится в медиаполе. Вполне вероятно, сторонники «Оплота» захотят через горсовет решать полученные от населения социальные проблемы и поэтому двинут стройными рядами на выборы.
Скорее всего, уже в ближайшие недели политики активизируются, пытаясь на старте опередить своих оппонентов. Наверняка начнется эксплуатация наболевших омских тем, которых в марте будет с избытком.
С начала марта стартует основной этап транспортной реформы. Администрацией города должны быть расторгнуты договора перевозчиков на обслуживание ими 31 маршрута. То есть количество маршрутных такси должно уменьшиться на 384 машины. По задумке мэрии, это позволит ликвидировать некоторые дублирующие маршруты, избавив муниципальные автобусы от конкуренции с маршрутками. Естественно, владельцы маршрутных такси всячески препятствуют подобной оптимизации, пытаясь «заволокитить» дело в судах. Так, сразу несколько крупных перевозчиков подали заявление в суд, стремясь максимально отсрочить будущие сокращения в маршрутной сети. Перевозчик ООО «Город» пошел дальше и подал в УФАС, обвиняя власти в ограничении конкуренции на рынке пассажирских перевозок.
Пока идут судебные тяжбы, департамент транспорта Омска продолжает свою реформу. Первые шаги оптимизации пока не обнадеживают. Жители жалуются на то, что уехать на работу стало сложнее, многие до сих пор не могут привыкнуть к отменам некоторых дублирующих маршрутов. В этой связи начинают практически открытый конфликт владельцы маршрутных такси, которые явно не в восторге от попыток властей снизить их прибыль. Более того, владельцы отмененных маршрутов, не обращая внимания на запреты, нелегально выпускают свои подвижные единицы на маршруты, при этом снизив цену за билет до 18-20 рублей. Ситуация накалилась и вот-вот может перейти в открытое противостояние.
Прогноз экспертного совета РИА «СуперОмск»:
Налицо все признаки эскалации конфликта. Дептранс, пассажирские предприятия которого погрязли в долгах, вряд ли откажется от единственной действенной стратегии по поднятию рентабельности автобусов - насильственного удаления конкурентов под предлогом оптимизации. Владельцы маршрутной сети, отчаявшись договориться с Алексеем Мартыненко, начинают активные действия по саботированию реформы и дискредитации директора дептранса.
Огромная надежда у маршрутных коммерсантов на будущего мэра. По некоторым данным, они уже начали вести переговоры с кандидатами, стремясь обменять имеющееся лобби в горсовете на отказ от планов по оптимизации маршрутных сетей. Вероятно, в самое ближайшее время обе стороны приступят к активным действиям. Если мэрия начнет усиленную охоту на нелегалов, то обиженные предприниматели, помимо юридического давления, постараются всеми средствами снизить рентабельность пассажирского транспорта, тем самым доказывая неэффективность реформистской политики дептранса. К сожалению, от этого противостояния пострадают прежде всего рядовые пассажиры, которым станет еще труднее добираться до работы.
После федерального нагоняя Региональная энергетическая комиссия должна к началу весны провести анализ и представить новые нормативы по ОДН. После перехода на новую систему исчисления ОДН в феврале омичи получили квитки с астрономическими счетами за общедомовые нужды. В дело вмешался даже губернатор Виктор Назаров, который на своей пресс-конференции заявил, что его удивили цифры за ОДН в его квитанции. Федеральное министерство строительства и ЖКХ и вовсе заявило о том, что счета за ОДН в схожих домах Омска и Новосибирска отличаются в разы. Поэтому глава минстроя Михаил Мень поручил регионам проверить корректность расчета нормативов ОДН. И вот в марте местная энергокомиссия обязана представить новый норматив, а также доказать его корректность. Пока неясно, успеют ли чиновники из РЭК подготовить более или менее правдивое обоснование нормативов ОДН, однако внимание к этому процессу со стороны федеральных структур они уже обеспечили.
Прогноз экспертного совета РИА «СуперОмск»:
как мы и предполагали, специалисты РЭК после вступления в силу новой системы расчета ОДН не удосужились провести расчеты нормативов и доверили это дело управляющим компаниям. Те в свою очередь попытались включить в норматив все возможные и невозможные потери, которые только может нести жилой дом. Естественно, счета за ОДН в омских стандартных многоэтажках стали кратно отличаться от новосибирских, чей РЭК больше полугода считал эти самые нормативы. Сейчас омская комиссия после федеральной критики стала спешно собирать информацию с УК, чтобы хоть как-то обосновать суммы за ОДН в будущих квитанциях. Естественно, спешка, как всегда, не позволит провести полные расчеты и часть информации будет принята от управляющих компаний на веру. А это означает, что и новый норматив будет далек от корректного. Вероятно, опять Михаилу Меню придется приводить Омск в качестве негативного примера тарифной политики.
С весны в Омске начнутся федеральные проверки готовности Омской области к паводку. Вполне вероятно, итоги этих проверок могут сильно отличаться от тех докладов, которые официальные лица излагали на пресс-конференциях для СМИ на прошлой неделе. Федеральный интерес к Омской области не случаен. Во-первых, регион оказался в зоне риска масштабных подтоплений из-за аномально большого снежного покрова. Во-вторых, во время прошлогоднего паводка местные чиновники неоднократно докладывали о своих успехах по борьбе с талыми водами, которые тут же опровергались многочисленными фотографиями потопов в соцсетях. Естественно, рассогласование официальной информации и фактической ситуации не понравилось Москве, которая в этом году решила более пристально наблюдать за эффективностью расходования федеральных средств в нашем регионе на борьбу со стихией.
Прогноз экспертного совета РИА «СуперОмск»:
к сожалению, регион не имеет долгосрочной стратегии по защите зон риска от паводка. Нет общей схемы водоотвода, уже давно не проводились специализированные исследования по этому вопросу. Вся подготовка к паводку заключается в покупке новой техники и организации мест эвакуации. То есть она направлена на борьбу с последствиями «большой воды». Предотвращать подтопления, видимо, никто даже и не будет пытаться.
Неудивительно, что на пресс-конференциях главы профильных ведомств, отвечая на вопрос, как готовиться к потопу омичам, настоятельно рекомендуют страховать свое имущество от стихии, косвенно подтверждая отсутствие плана борьбы с паводком.
Первый удар «большой воды» возможен во время оттепели в середине марта. Пик паводков произойдет во второй половине апреля. Учитывая, что власти, по их заявлениям, подготовились лишь к ликвидации паводка и практически ничего не говорится о мерах по защите от прибытия талых вод, жителям региона, особенно в зонах риска, рекомендуется взять защиту своего имущества в свои руки.