Прокуратура Омской области разработала проект федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации», касающийся порядка начисления ОДН. Как объясняет надзорное ведомство, с 1 января ОДН насчитывается по нормативу, и в то же время в домах, где есть общедомовые приборы учета, начисления по этим приборам зачастую оказываются ниже, чем по нормативу. Предложенные прокуратурой поправки состоят в том, что для таких домов плата начисляется по счетчикам, но она при этом не может быть выше норматива. Законопроект направлен в ЗС Омской области для внесения в Госдуму.
Одновременно прокуратура прошлась по управляющим компаниям, выявив ряд нарушений при начислении ОДН. В частности, выставлялась плата за ОДН по водоотведению, хотя такой норматив отсутствует, необоснованно завышалась площадь общего имущества, на которую начислялся ОДН, применялись нормативы для другой категории домов или нормативы на основании утративших силу приказов РЭК.
Комментарий экспертного совета «СуперОмска»: На самом деле, первой на омскую ситуацию отреагировала вовсе не прокуратура, а специализирующееся на вопросах ЖКХ федеральное ведомство. Напомним, что еще месяц назад министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Михаил Мень провел видеоселекторное совещание с представителями Госжилинспекций, посвященное вопросам нового начисления платы за ресурсы на ОДН. «Норматив расходов на электроэнергию в стандартном 9-этажном доме в Омске в два раза выше аналогичного в Новосибирске», говорилось тогда в сообщении на сайте ведомства.
В действительности, Омск попал в число регионов, где брешь с оплатой ОДН «по нормативу» фактически стала механизмом скрытого повышения тарифа, что особенно хорошо видно в сравнении с названным выше Новосибирском, который штормит от акций протеста против куда более серьезного, чем в Омске, повышения прямых тарифов со второго полугодия. Разница здесь все же существенная: от прямого повышения тарифов выигрывают поставщики, в том числе электроэнергии (не случайно их эффективным лоббистом традиционно считается премьер-министр Дмитрий Медведев). В то же время от оплаты ОДН по завышенным нормативам «сливки» снимают управляющие компании, и в этом случае энергетики как раз не попадают на этот «праздник жизни».
Поэтому и интерес Михаила Меня к Омску (напомним, что формально его начальником является все тот же Дмитрий Медведев) вряд ли носит гуманистический характер: его скорее можно расценить как попытку морального воздействия в интересах создания более подходящих условий для прямого повышения тарифов.
Интерес же прокуратуры Омской области в данном случае можно трактовать как реакцию на ранее заявленную Михаилом Менем тему выявленных в Омске нарушений. Формально одно федеральное ведомство реагирует на выявленные другим нарушения, избегая прямой критики региональной власти. Но, вероятно, на данном этапе карт-бланш на критику выдан только в отношении омской мэрии, а губернатор и правительство региона, похоже, на какое-то время получили «зеленый свет» для активизации и повышения эффективности собственной работы. Что, судя по крайне насыщенному графику работы Виктора Назарова на этой неделе, воспринято им как руководство к действию.
Вопрос заключается в другом – почему надзорный орган выбрал столь непривычный ход, как разработка закона, причем закона именно федерального? Есть некоторые основания предполагать, что интересом господина Меня к Омску воспользовались некие федеральные силы, которые через надзорные структуры и ЗСОО «передали» в ГД разработанный в Москве законопроект, защищающий интересы категории потребителей, установивших коллективные приборы учета – весьма, заметим, дорогое удовольствие. Чтобы не ассоциировать с интересами таких граждан, например «Единую Россию», возможно, и был избран довольно экзотический механизм внесения поправок. А для омского Заксобрания это возможность поставить «галочку» за отработку критики федерального министра.
Начиная с пятницы, главной темой в Омске стал окутавший город удушающий химический запах. Весь день различные ведомства рапортовали о проведении проверок и успокаивали – мол, опасности для жизни и здоровья омичей нет. Только к вечеру пятницы появилось даже не имя виновного предприятия, а лишь информация о причинах запаха: как оказалось, концентрация этилмеркаптана (добавки, придающей запах бытовому газу) была превышена аж в 400 раз!
Следственный комитет возбудил уголовное дело, а позднее уже федеральный Росприродназор огласил список подозреваемых. Продолжаются проверки на трёх предприятиях, использующих этилмеркаптан - «Газпромнефть – Омский нефтеперерабатывающий завод», «Полиом» и «Рубероидный завод». Задействованы передвижные лаборатории для работы на территории промышленной зоны города, где расположены ОАО «Омский каучук», ООО «СГ – трейдинг» и АГЗС, а также в санитарно-защитной зоне Омска.
Комментарий экспертного совета «СуперОмска»: До публикации официальных результатов комплексных проверок всех компетентных органов делать выводы как минимум преждевременно. Из всех выше названных предприятий лишь ОНПЗ оперативно опроверг слухи об утечках на своих производственных активах, что можно назвать хотя бы грамотной антикризисной работой его пиарщиков. Да и оборудование там действительно на порядок более современное и защищённое от ЧС.
Парадоксальный факт: надзорные и контрольные органы в течение трех дней не могут даже назвать реальное предприятие, ответственное за ситуацию, и даже при вмешательстве федерального Росприроднадзора заводят уголовные дела только на неопределенный круг подозреваемых. Иначе как мощным лоббизмом структур, не желающих вскрытия реальной ситуации, сложно объяснить такую противоречивую ситуацию.
В целом всё это можно считать не иначе как беспрецедентным ЧП. В случае с этилмеркаптаном его 400-кратное превышение ПДК, возможно, никого и не убило. Но: даже на тех же трех названных предприятиях используются не один и не два состава веществ с теми же примерно физическими свойствами. В ситуации аналогичного метеорологического штиля они потенциально способны покрыть весь город, при этом даже 10-кратное превышение ПДК произведет эффект «химического оружия». А трехдневная пауза в выявлении источника заражения позволила бы при таком пока гипотетическом варианте развития событий попросту уничтожить и искалечить существенную часть населения города.
Резюме: ситуация показала полную недееспособность системы обнаружения и ликвидации причин утечек газа и отсутствие отлаженных схем введения режима ЧС. Например, точно стоило в сложившейся ситуации предупредить через СМИ население о необходимости оставить дома детей младшего возраста, остаться беременным женщинам, людям с заболеваниями органов дыхания и представителям ряда других категорий. Также все это в очередной раз продемонстрировало полную безответственность наших производственников: все омичи в очередной раз стали свидетелями неготовности собственников предприятия, на котором произошла утечка, оперативно предупредить население об аварии, не говоря уже о простом человеческом желании извиниться.
Почему-то каждый раз в подобных ситуациях - с выпадением «химического снега» летом, «черного снега» зимой, в случаях утечек, подобной этой (а она не первая), - в Омске никогда не называют конкретного руководителя, ответственного за ЧС. Ведь, пока их имен не будет знать каждый житель, подобные ситуации будут повторяться бесконечно.
Прокуратура Омска заинтересовалась многочисленными нарушениями при расходовании бюджетных средств комитетами территориального общественного самоуправления. В прошлом году в бюджете на создание условий для развития территориального общественного самоуправления было предусмотрено более 87 млн рублей.
«Из предоставляемых фондам объединения и развития территориального общественного самоуправления средств субсидий порядка 80% расходуется на поощрение «активных» участников, председателей и специалистов КТОС, работников Фонда, создание условий для их деятельности (фактически на заработную плату) и только не более 4% направляется непосредственно на организационно-техническую поддержку мероприятий КТОС», – сообщили в пресс-службе областной прокуратуры.
Установлены случаи премирования работников КТОС в отсутствие четких критериев оценки их деятельности. Найдены проблемы и в отчетности за приобретаемые для мероприятий призы, а также выявлена проблема бесхозяйственности по отношению к новым спортивным площадкам и инвентарю.
Мэрия отреагировала оперативно. По данным чиновников, всего в Омске работают 76 комитетов ТОС, активистами которых являются более 32 тыс. горожан. Ежемесячное материальное поощрение получают около 170 человек из них - в год на это расходуется около 49 млн рублей при средней выплате 13 500 рублей в месяц. Около 2000 активистов ТОС поощряются за особо активную работу 1 раз в квартал, на это расходуется около 20 млн рублей в год на весь Омск. Остальные волонтеры работают на общественных началах.
Комментарий экспертного совета «СуперОмска»: по большому счету, на организацию мероприятий всегда уходило если не 4%, то максимум 10% получаемых КТОСами от мэрии денег. Вопрос не в том, что эти траты являются целевыми или нецелевыми, а в том, почему их нецелевой характер заинтересовал надзорные органы ровно за полгода до выборов депутатов горсовета – то есть выборов, под уровень которых КТОСы, собственно, и создавались.
Заметим, что в отличие от нарушений в оплате труда помощников депутатов в данном случае прокуратура заинтересовалась ситуацией с финансированием КТОСов с подачи своих областных коллег.
Если рассмотреть ситуацию с конкретными двумя комитетами, в деятельности которых обнаружены «нарушения», то КТОС «Радуга» – это центральная часть 18-го одномандатного избирательного округа, раньше данная территория относилась к 20-му округу. Если задаться конспирологическими целями, теоретически можно увидеть в «наезде» на руководство данного КТОСа попытку сместить его и заменить на лояльных новому будущему депутату руководителей. Ну а кто будет явным фаворитом на данном округе, мы писали в целевом обзоре ситуации.
Теоретически эта гипотеза может относиться и к руководству КТОСа «Авангард», занимающего центральную часть 19-го одномандатного избирательного округа. Сейчас этот округ представляет Виталий Путинцев, с которым у надзорных органов в последние годы был целый ряд серьезных проблем, из которых Путинцев вышел, хотя бы оставшись на свободе. Возможно, речь идет о том, что кому-то необходимо подорвать организационную структуру, на которую он теоретически мог бы опереться при перевыборах на своем округе.
Однако если даже рассуждения о целях «наезда» на два указанных КТОСа верны, остается неясным, для чего под удар поставлена вся система. Обстановка во многом напоминает все ту же ситуацию с ударом по помощникам депутатов, при котором дискредитированы оказались не столько оппозиционные депутаты, сколько явные фавориты партии власти. Судя по всему, речь идет о том, что прокуратура фактически выведена из традиционной «вертикали» формирования и ротации представительной власти на территории города и будет подчеркнуто занимать независимую позицию на предстоящих выборах, о чем в настоящее время недвусмысленно предупреждает.